Наши предки любили праздники не меньше нашего. Умели сябры гулять с размахом и со вкусом – ну, разве что, без оливье.
Если задаться целью соблюдать все новогодние традиции и обряды наших предков, то Новый год можно отмечать почти каждый сезон. Этот праздник «бегал» по разным временам года: вначале, в дохристианское время, его праздновали весной. Затем в разных частях Беларуси приход нового года был закреплен за разными сезонами: на востоке его отмечали осенью, на западе – зимой. Окончательно ситуация прояснилась только к началу XVII века.
Валачобник-механоша как антипод Деда Мороза
Нет, это вовсе не какой-то злой новогодний персонаж, однако он выполнял совсем другую работу. Если Дед Мороз раздает подарки хорошим детям, то Валачобник собирал их. Не за «красивые глаза», а за исполнение песен и сценок, в которых он хвалил хозяина дома и предвещал ему много счастья и богатства в следующем году. За искусно сделанный комплимент хозяйке и обещания хорошего мужа дочке растроганные селяне дарили ему подарки. В основном, в те далекие временя подношения брали «натурой»: хлеб, яйца, молоко и так далее.
Конечно, устраивались гадания и игры. Одно из них воссоздано, и, если у вас за новогодним столом соберется веселая компания, можете поиграть в аутентичную белорусскую игру «Яшчар». Правила очень просты: в середину круга, образованного девушками, садится юноша. Из присутствующих он выбирает себе «деву», как знак этого, берет какую-то из ее вещей (платок, сережку и так далее). Для того, чтобы ей отдали вещь, девушка должна выполнить задание парня. Представляете, сколько шуточных заданий можно придумать!
Кстати, одним из старейших мест поселений на территории нашей страны оказался город Светлогорск, его историческое название – Шатилки. Тут наши предки жили с IV века. В историко-краеведческом музее города есть интересное собрание экспонатов той далекой эпохи.
Как умилостивить Зюзю?
Вы, наверное, знаете, что привычный нам добрый Дедушка Мороз когда-то был вовсе не таким добродушным персонажем. В далекие языческие времена он олицетворял собой все те зимние явления, которые нам так не нравятся: сильный холод, обжигающий ледяной ветер, снежную метель. Наши далекие прародители называли этого персонажа Зюзя и, как водится, пугали им друг друга и своих детей.
Впрочем, было верное средство, которое, как верили, могло умилостивить злого божка. Считалось, что Зюзя – это старый дед, босоногий, в расстегнутом кожухе, и обязательно лысый. Он имел при себе большую клюку, которой бил по стволам деревьев, да так сильно, что они трещали от мороза. Считалось, что выпросить улучшение погоды можно, просто перечислив всех лысых дедов, которые живут в родной деревне. Находчивости у наших предков было не занимать!
Кстати, посетить совсем не злого, а очень даже приятного Дедушку можно в резиденции Деда Мороза в Беловежской пуще.
Паучок вместо елки
Елка – это, пожалуй, самый узнаваемый и необходимый атрибут праздника (вместе с оливье). Трудно поверить, что в традиции белорусов она появилась всего ничего – каких-то сто лет. До этого предки считали, что на Новый год в доме обязательно должен быть сплетенный из соломы паучок.
По традиции, его плели из двенадцати соломинок, которые символизировали 12 месяцев года. Паучка вывешивали на видном месте как символ всего того нового, что должно войти в жизнь человека в следующем году. Его берегли весь год, а перед наступлением следующего торжественно сжигали – в знак того, что все плохое, случившееся в прошлом, должно уйти из жизни.
Кстати, каждая хозяйка (а плели паучка именно женщины) создавала его по своему вкусу, не было одинакового правила его плетения. Довольно часто соломинки переплетались яркими ленточками, были украшены бисером или сухостоем. Сейчас, во время предновогодних сборов, можно сплести собственный оберег и украсить им елку.
В Беларусь на Новый год