Найти тему
Цепная реакция

Рецепт постановки целей

Оглавление

Задумывались ли вы, что может существовать такой рецепт формулирования своих целей, который кратно повышает шансы достичь этих самых целей? Я не просто раскрою вам этот рецепт (который, кстати, тайной и не является), но и объясню как он работает.

Итак, к делу!

Формулируем цель. Шаг номер раз

Цель должна быть сформулирована утвердительно. То есть формулировка цели "Я не хочу болеть" содержит в себе больше того, от чего хочется избавиться, чем того, чего хочется достичь. Мозг очень плохо воспринимает такие элементы речи, как «не», «без», «прекратить», «удалить», «чтобы не…». То есть при формулировке запроса «хочу кофе без молока» визуальный ряд, который формируется в мозгу сначала представит кофе и молоко или кофе с молоком и потом только попробует отделить молоко. Это сложно и энергозатратно. Формулировка цели должна рождать в голове простую картинку, образ цели.

Шаг номер два

Цель твоя собственная. Отвечаешь за ее достижение ты, ты контролируешь результат. То есть формулировка с явной персональной ответственностью. Так бывает, что наши цели связаны с изменениями во внешней среде. Например «Хочу, чтобы партнер по бизнесу больше меня ценил» - это цель, на которую ты сам повлиять не можешь.

Но стоит самому себе задать уточняющий вопрос формата:

- а как я могу на это повлиять?

- что я могу контролировать?

- все ли инструменты воздействия на эту ситуацию я перечислил?

и появляются ответы, которые позволяют изменить формулировку цели таким образом, чтобы придать ей персональной ответственности. Просто цели без персональной ответственности самому достичь слабо реалистично. Куда проще отталкиваться от того, что вот есть цель, я за нее отвечаю и ее достижение зависит от моих действий. Таким образом цель с бизнес-партнером могла бы звучать так: "Для меня важно получать оценку моей работы от моего партнера по бизнесу. Для этого я поговорю со своим бизнес-партнером, обозначу важность обратной связи для меня лично и нашего совместного результата."

Шаг третий. Конкретизирующий

В формулировке цели должен быть максимум конкретики. Формулировка цели должна погружать в ощущения, образы, эмоции и звуки того состояния, которого ты хочешь достичь.

Тебе помогут в формулировке ответы на вопросы:

- как я пойму, что достиг цели?

- если бы цель можно было увидеть прямо сейчас, как бы она выглядела, звучала, ощущалась?

- что я увижу, услышу, почувствую, когда достигну цели?

- в чем конкретно измеряется моя цель?

- по каким параметрам я смогу ее узнать?

Зачем нужна такая конкретика? Она помогает "ощутить" цель, добавить мотивации к ее достижению. Просто понимаешь, что вариантов нет - надо достичь и все тут!

Шаг четвертый. Контекстный

При формулировке цели стоит насыщать ее максимумом контекста. Дело в том, что достижение цели зачастую может повлечь за собой волну изменений. И даже процесс достижения целей может к этому привести. Отсутствие конкретики достижения цели из окружающего мира может привести к такой ситуации, что выбрав целью достижения определенных успехов в бизнесе за определенные сроки это повлечет за собой дисбаланс в жизни и работе, что приведет к достижению цели, но лишит какого-то важного элемента из личной жизни. Именно по этой причине важно максимально конкретизировать окружающую среду, в которой эта цель достигнута.

В качестве примера: «Я хочу всегда отстаивать свою точку зрения» - В каких конкретно ситуациях ты хочешь отстаивать свою точку зрения, а в каких ситуациях был бы более эффективен иной подход?

Такое уточнение контекста достижения цели позволит учесть внешние факторы, которые будут способствовать тому, чтобы цель не была достигнута. Как только факторы учтены и утилизированы, можно двигаться дальше!

Шаг пятый. Завершающий

Задайте себе вопрос: как достижение цели повлияет на текущие позитивные аспекты жизни? Например, цель «Купить машину» для человека, который много читает и использует время в транспорте для чтения книг, может лишить его важного позитивного момента. И крайне важно найти либо альтернативу для удовлетворения этого позитивного аспекта, либо принять решение о том, что важнее. Наиболее оптимальным будет вариант, когда ты находишь альтернативный способ удовлетворения текущей потребности, которое соотносится с достижением цели. Иначе есть риск того, что текущие позитивные аспекты будут скрытно мешать в достижении цели.

В результате у тебя по каждой цели появится мини эссе. Цель, сформулированная таким способом имеет на порядок больше шансов, чтобы ты ее реализовал. А перед самым новым годом я расскажу о нескольких дополнительных шагах, которые обеспечат гарантированный успех.

Кстати, такой подход в формулировке целей круто делать не только с личными целями, но и с корпоративными. А еще очень круто делать его в команде. Тогда личные и корпоративные цели можно связать в единое целое, обеспечив нужную степень конкретизации цели, добавит всевозможных контекстов и позволит найти способы, как достижение новых целей позволит сохранить то ценное, что есть у участников команды сейчас!

Так мы работаем в Цепной реакции!

-2
В своей работе мы используем системный анализ и продуктовый подход. Используем эффективные инструменты сбора и интерпретации данных. Мы много раз помогали компаниям увидеть ограничения текущей бизнес-модели и трансформировать ее для обеспечения качественного роста. Умеем строить бренды, партнерские каналы продаж, партизанский маркетинг и PR, упаковываем продукты и помогаем привлекать инвестиции. 16 лет опыта работы с технологическими продуктами, в FMCG.
Цепная реакция возможна и в вашем бизнесе. Мы найдем, как ее запустить! net.prodavcov@yandex.ru