Найти тему
Издательство ЭКСМО

Прочти первым: «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону»

Недавно вышла книга Софьи Багдасаровой «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону». В ней рассказывается о том, как Откровение Иоанна Богослова интерпретировалась художниками в разные эпохи: от Средневековья до Барокко. Мы публикуем отрывок из этой книги.

***

Книга «Апокалипсис», или «Откровение св. Иоанна Богослова», — самая загадочная, устрашающая и сложная для понимания часть Нового Завета. Эта книга состоит из видений и пророчеств, она наполнена чудищами и катастрофами. Богословы, историки и лингвисты написали множество томов с ее толкованиями и комментариями. А искусствоведы говорят, что уникальность «Откровения» в том, что это «единственная книга Библии, в которой проиллюстрирована каждая строчка, или хотя бы абзац». Из этой фразы и родилась идея данного издания — напечатать такое «Откровение св. Иоанна Богослова», в котором действительно были бы проиллюстрированы каждая строчка или хотя бы абзац.

Осуществить это оказалось не так уж и сложно, благодаря тому глубочайшему интересу, который питали к «Откровению» художники двух последних тысячелетий. Однако получившаяся книга оказалась уникальной, поскольку отдельное издание текста «Откровения» — большая редкость. Обычно этот текст занимает последнюю пару десятков страниц в томиках Нового Завета или полной Библии — и кажется таким коротким, когда напечатан на тонкой полупрозрачной бумаге. А в этом новом отдельном издании «Откровение» заняло 238 страниц с иллюстрациями, превратившись вдобавок в альбом христианского искусства.

Картины и рисунки, которые украшают каждую страницу этого издания, создавались с III века до середины ХХ века художниками всех основных христианских конфессий. Каждый эпизод священного текста сопровождается краткой искусствоведческой справкой, которая объясняет, что именно изображено на картине или рисунке и на какие детали стоит обратить внимание.

Педро де Орренте. «Святой Иоанн Евангелист на острове Патмос», ок. 1620 г. Прадо (Мадрид)
Педро де Орренте. «Святой Иоанн Евангелист на острове Патмос», ок. 1620 г. Прадо (Мадрид)

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце

Иконография «Иоанн на Патмосе» была очень популярна, и во многих случаях пейзаж с фигурой дополнялся ви­дением в небе — обычно видением из 12-й главы. Большинство художников, как здесь, ограничивались его первым эпизодом — появлением Жены, обле­ченной в солнце. Картина написана в Испании XVII века — в этот период в стране ху­дожники, в том числе Веласкес и Рибера, опять начали создавать исключительные работы на тему «Откровения».

Когда писалось «Откровение», почитание Марии в христианстве еще только складывалось, и Иоанн вряд ли подра­зумевал под Женой именно Богома­терь. Однако с веками это толкование стало для католиков одним из главных, и Жену стали изображать как Марию. А астрономические детали из ее описания повлияли на иконографию Девы. Так возник иконографический тип «Ма­рия Иммакулата» (Непорочное Зача­тие) со звездами, солнцем и месяцем.

Видение Жены, облеченной в солнцеМиниатюра из «Апокалипсиса нач. XVI в. (MS0439, Fol. 13v). Муниципальная библиотека (Лион)
Видение Жены, облеченной в солнцеМиниатюра из «Апокалипсиса нач. XVI в. (MS0439, Fol. 13v). Муниципальная библиотека (Лион)

Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения

Иконография Иммакулаты, однако, к «Откровению» отношения не имела, иллюстрируя католический догмат о том, что зачатие Марии ее родителями Иоакимом и Анной было непорочным. Карти­ны «Непорочное Зачатие» можно отли­чить от изображений Жены отсутствием апокалиптических деталей — в первую очередь Иоанна и Дракона. А в этой ми­ниатюре женщина, вдобавок, еще и явно беременна, а в отверстых небесах виден Ковчег Завета.

ПОСМОТРЕТЬ КНИГУ