Недавно вышла книга Софьи Багдасаровой «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону». В ней рассказывается о том, как Откровение Иоанна Богослова интерпретировалась художниками в разные эпохи: от Средневековья до Барокко. Мы публикуем отрывок из этой книги.
***
Книга «Апокалипсис», или «Откровение св. Иоанна Богослова», — самая загадочная, устрашающая и сложная для понимания часть Нового Завета. Эта книга состоит из видений и пророчеств, она наполнена чудищами и катастрофами. Богословы, историки и лингвисты написали множество томов с ее толкованиями и комментариями. А искусствоведы говорят, что уникальность «Откровения» в том, что это «единственная книга Библии, в которой проиллюстрирована каждая строчка, или хотя бы абзац». Из этой фразы и родилась идея данного издания — напечатать такое «Откровение св. Иоанна Богослова», в котором действительно были бы проиллюстрированы каждая строчка или хотя бы абзац.
Осуществить это оказалось не так уж и сложно, благодаря тому глубочайшему интересу, который питали к «Откровению» художники двух последних тысячелетий. Однако получившаяся книга оказалась уникальной, поскольку отдельное издание текста «Откровения» — большая редкость. Обычно этот текст занимает последнюю пару десятков страниц в томиках Нового Завета или полной Библии — и кажется таким коротким, когда напечатан на тонкой полупрозрачной бумаге. А в этом новом отдельном издании «Откровение» заняло 238 страниц с иллюстрациями, превратившись вдобавок в альбом христианского искусства.
Картины и рисунки, которые украшают каждую страницу этого издания, создавались с III века до середины ХХ века художниками всех основных христианских конфессий. Каждый эпизод священного текста сопровождается краткой искусствоведческой справкой, которая объясняет, что именно изображено на картине или рисунке и на какие детали стоит обратить внимание.
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце
Иконография «Иоанн на Патмосе» была очень популярна, и во многих случаях пейзаж с фигурой дополнялся видением в небе — обычно видением из 12-й главы. Большинство художников, как здесь, ограничивались его первым эпизодом — появлением Жены, облеченной в солнце. Картина написана в Испании XVII века — в этот период в стране художники, в том числе Веласкес и Рибера, опять начали создавать исключительные работы на тему «Откровения».
Когда писалось «Откровение», почитание Марии в христианстве еще только складывалось, и Иоанн вряд ли подразумевал под Женой именно Богоматерь. Однако с веками это толкование стало для католиков одним из главных, и Жену стали изображать как Марию. А астрономические детали из ее описания повлияли на иконографию Девы. Так возник иконографический тип «Мария Иммакулата» (Непорочное Зачатие) со звездами, солнцем и месяцем.
Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения
Иконография Иммакулаты, однако, к «Откровению» отношения не имела, иллюстрируя католический догмат о том, что зачатие Марии ее родителями Иоакимом и Анной было непорочным. Картины «Непорочное Зачатие» можно отличить от изображений Жены отсутствием апокалиптических деталей — в первую очередь Иоанна и Дракона. А в этой миниатюре женщина, вдобавок, еще и явно беременна, а в отверстых небесах виден Ковчег Завета.