Найти тему
Русская Семёрка

Зачем шведским водителям разноцветные перчатки

Оглавление

Перчатки, левая из которых красная, а правая зеленая, были массово выпущены в Швеции в конце 1960-х годов. Они предназначались в первую очередь для автомобилистов и распространялись бесплатно. Так страна готовилась к переходу на правостороннее движение, который состоялся в ночь с 3 на 4 сентября 1967 года.

Почему шведы решили «менять руль»

К 1967 году Швеция была единственным в континентальной Европе государством с левосторонним дорожным движением. Таким же, как в Британии или Японии. Но данные страны никаких неудобств в связи со своей левосторонностью не испытывали, ведь это островные государства. Швеция же граничит с Норвегией, Финляндией и Данией, которые используют классический вариант – правостороннее движение. Это создавало массу неудобств как шведским водителям, так и приезжающим в страну туристам.

Была и еще одна серьезная проблема – дефицит парка праворульных автомобилей в стране. Маленький шведский авторынок был просто не интересен мировым автогигантам. А собственное производство не справлялось, да и не очень стремилось. Для Volvo и Saab выгоднее было делать классические леворульные авто на экспорт. Многие из них использовались и внутри страны, что было неудобно и часто приводило к аварийным ситуациям. Так что смена схемы дорожного движения в стране не просто назрела, но и перезрела.

Как происходил переход

Готовиться к переходу, который обозвали «Днем Н», шведское правительство начало за четыре года до события. Предстояло проделать огромную работу: перенести дорожные знаки и светофоры, остановки общественного транспорта, изменить дорожную разметку, переделать многие развязки и перекрестки. В рамках подготовки даже было выпущено более 1000 «переходных» автобусов, которые имели двери и с правой, и с левой стороны.

Немалое внимание уделялось и информационной подготовке. О предстоящем переходе много писали в прессе, передавали по радио, показывали по ТВ. Специально разработанный логотип «Дня Н» – в виде дорожного знака – размещали везде, где бы он мог привлечь внимание, вплоть до женского нижнего белья. Водителям, как самым активным участникам дорожного движения, на улицах раздавали разноцветные перчатки. Цвет был выбран в соответствии с принятыми в навигации (на самолетах и морских судах) обозначениями: право – зеленый, лево – красный.

Таким образом водителям давали понять, что ездить необходимо по «зеленой» стороне улицы. А вот по «красной» движение закрыто. Психологи давно доказали, что человек лучше понимает и запоминает цветовые сигналы, чем абстрактные понятия типа «право» или «лево». Разноцветные перчатки невозможно перепутать, ведь надеть их неправильно не получится из-за пошива. А «рефлекс красного светофора» – восприятие красного света, как запрещающего, а зеленого, как разрешающего – у подавляющего большинства людей вырабатывается с самых ранних лет.

Сам переход произошел абсолютно безболезненно. В 4:50 по местному времени все движение было остановлено, и транспортные средства сменили полосу. В 5:00 движение возобновилось в полном объеме и по новым правилам. Ни одного серьезного ДТП в день перехода зарегистрировано не было. Да и общее их количество значительно снизилось в первые месяцы после перехода. Ведь ездить все стали внимательнее, строго следя за новыми дорожными знаками и разметкой.

Ну а перчатки после перехода стали уже не столь актуальны, и многие водители оставили их себе в качестве оригинального сувенира.