Сериал от Hulu «Рассказ служанки» во многом остается верным антиутопическому роману Маргарет Этвуд. Сюжет раскрывает историю общества со снижающейся рождаемостью, которая заставляет плодовитых женщин, называемых «служанками», рожать детей для состоятельных мужчин и их бесплодных жен. Книга была издана еще в 1984 году, но сценарий сериала адаптирован под тенденции сегодняшнего дня: в сюжете появились чернокожие персонажи, а также представители нетрадиционной ориентации, и в сериале присутствуют технологии XXI века.
Исполнительный продюсер Брюс Миллер рассказал в интервью TIME, что все отклонения от оригинального сюжета согласовывались с автором книги, Маргарет Этвуд. Ему приходилось аргументировать причину каждого изменения, включая разнообразие актерского состава.
Осторожно, спойлеры!
Фредова раскрывает свое настоящее имя
Когда служанки переезжают в новый дом, они берут имена своих хозяев. Следовательно, служанка Фреда — Фредова (Offred), служанка Глена — Гленова (Ofglen) и.т.д. Этвуд никогда не раскрывала в книге настоящее имя Фредовой.
Некоторые проницательные читатели догадались, что настоящее имя Фредовой - Джун. Когда Фредова впервые прибыла в Красный Центр (официальное название «Центр Рахиль и Лии»), она и другие женщины «обменялись именами от постели к кровати: Алма. Жанин. Долорес. Мойра. Джун. Джун – единственное имя в этом списке, которое не привязано к другому персонажу. Этвуд сказала о теории: «Это была не моя первоначальная мысль, но она подходит, поэтому читатели могут принять ее, если захотят».
В конце первого эпизода Фредова рассказывает, что ее настоящее имя действительно Джун. Вероятно, сценаристы решили раскрыть ее имя в практических целях. Было бы сложно снимать воспоминания, в которых ни один персонаж не использовал имя Джун. В сериале Джун бунтует, в отличие от книги (но ою этом подробнее ниже), поэтому раскрытие ее настоящего имени аудитории кажется соответствующим актом неповиновения для этого персонажа.
Фредова более упряма, чем в книге
В книге Фредова – пассивный персонаж. Когда правительство впервые запрещает работу для женщин, она не выходит на улицы, чтобы протестовать. Когда Гленовап росит Фредову шпионить за ее командиром, Фредова решает не делать этого. Ее приоритет - выживать, а не бунтовать.
В сериале Фредова более энергичная и экспрессивная. Брюс Миллер объяснил, что было бы интереснее создать большой разрыв между внутренними и внешними монологами Фредовой: внутренне она возмущена, а внешне она послушна. Это изменение делает этого персонажа более притягательным, нарушителем правил, похожим на другого персонажа Элизабет Мосс, Пегги из сериала «Безумцы».
Галаад более разнообразен
В книге лидеры Галаада разделяют людей на разные расы, как это делали нацисты. Нам говорят, что цветные люди «были удалены из общества и переселены в «страны их происхождения»». (Вероятно, они были убиты или порабощены). В сериале же этническая принадлежность персонажей шире. Пример тому муж Джун, а также её дочь и лучшая подруга.
Так же в сериале некоторые персонажи идентифицируют себя как ЛГБТ. Лучшая подруга Джун Мойра в книге открыто говорит, что она имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию. Джун говорит о необходимости приспосабливаться к новостям. В сериале же у неё нет проблем с сексуальностью ее подруги. В сериале также показывается то, что Гленова была жената на женщине до Галаада.
Серена Джой моложе
Читатели никогда не узнают, сколько лет Серене Джой по сюжету книги, но Этвуд подразумевает, что она прошла детородный возраст. Миллер сказал, что, поскольку Серена Джой играет большую роль в сериале, сценаристы решили «омолодить» ее.
Прошлое Джун
Прошлая жизнь Фредовой в сериале раскрыта шире, чем в книге. Многие эпизоды воспоминаний дают зрителям представление о том, как возник Галаад: побег Джун и Мойры по причине слат-шейминга намекает на рост сексизма по всей стране и не имеет внутренних параллелей. Женщина, укравшая ребенка Джун в родильном отделении демонстрирует реальные последствия кризиса рождаемости. В книге этот сюжетный эпизод отличается: там происходит похищение ребенка Джун в продуктовом магазине. В сериале более ярко демонстрируется как лидеры Галаад взяли под контроль всю страну, чем в книге из описаний от Фредовой.
Мы видим, что происходит с другими персонажами
Книга повествует историю исключительно от лица Фредовой, в то время как сериал иногда следует за другими персонажами, чтобы дать зрителям более широкое понимание нового порядка страны. Зрители становятся свидетелями гораздо более страшных сцен, чем описаны в книге.
Книга дает читателям ограниченный взгляд на новый мировой порядок. Миллер и Мосс проявили интерес к изучению этого мира за пределами комнаты Фредовой и дали возможность зрителям погрузится в него чуть глубже.
Вот еще некоторые расхождения сериала с оригиналом:
- Служанки идентифицируются по ушным биркам, а не по татуировкам.
- В качестве наказания Джанин лишают глаза, в книг ей искалечили ноги.
- В сериале Джанин рассказывает, что после рождения ребенка ее командор обещал с ней сбежать из Галаада. Откровение, которого нет в книге.