7 ноября министр просвещения Ольга Васильева в ходе «правительственного часа» в Государственной Думе пообщалась с депутатами на главные темы и рассказала о текущей ситуации в сфере образования. Среди прочих успехов, министр отметила, что нехватка учителей в школах незначительна. По её данным, образовательные учреждения укомплектованы педагогами на 99%. Она так же заметила, что учитель может обучать не только смежным дисциплинам, но и другим, к примеру: преподаватель физики может вести уроки биологии.
Действительно, особенно на периферии, в сельской местности так и происходит: из-за отсутствия кадров преподавателям приходится брать нагрузку на себя и при этом, естественно, качество образования падает. Но это не спасает ситуацию.
Что касается укомплектованности школ педагогами то, по данным опроса ОНФ, в школах наметилась серьёзная нехватка учителей и прежде всего по основным предметам, по которым сдают обязательные ЕГЭ. Так, по математике недостача составляет – 44%, а по русскому языку и литературе – 30%. Самая критическая ситуация сложилась в регионах, где сегодня все больше распространяется т.н. «педагогический туризм», когда лучшие учителя из периферии переезжают на работу в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России.
Теперь для учителей подготовили своеобразные ЕГЭ и будут их аттестовывать при помощи ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов). Первую пробную аттестацию уже не прошли половина учителей по математике и информатике. Конечно, ЕФОМ доработают, сделают более корректными задания, но вряд ли сильно упростят.
Можно, наверное, не беспокоиться за городских преподавателей из сильных школ, где продвинутые ученики постоянно заставляют учителей развиваться и быть, что называется, в тонусе. Но вызывает беспокойство, как будут сдавать ЕФОМ учителя из сельских школ, которые преподают сразу по несколько предметов, причём детям, которые, как правило, в силу сложившихся условий социальной среды, не проявляют особых рвений к высотам знаний. Не получится ли так, что ЕФОМ выбьет педагогов из сельских и периферийных школ? И что тогда делать? Направлять в деревню силовыми методами выпускников педагогических ВУЗов?