Найти в Дзене
Точность слов

Брилёв, Долин и Навальный: народ против класса. Объяснение на кастрюле

Выяснение отношений Антона Долина и Алексея Навального — это не конфликт, а его побочный ущерб.

Конфликт возникает вокруг проблемы.

Проблема — британское гражданство Сергея Брилёва демонстрирует противоречия между классовой лояльностью и племенной.

Обе стороны в этом конфликте могут ощущать своё моральное превосходство — в своей системе этики.

Только у класса одна этика, у племени другая.

Долин, условно, лучше будет пить чай с представителем образованного класса Брилёвым в Лондоне, чем квас с соплеменником с «Уралвагонзавода» (утрированно) в Кургане.

А Навальный от лица соплеменников Долину с Брилёвым указывает, что из-за их лондонских чаёв люди тут недоедают, обличая внутренний колониализм.

И Навальный, и Долин — цивилизованные люди. Просто с путаницей укладов надо разобраться.

В ситуации, когда одна сторона тычет пальцем в брилёвское подданство и требует объяснений, а другая — всеми силами заметает тему под ковёр — конфликт создаёт тот, кто заметает.

Это не значит, что я на стороне Навального и племени.

Британское гражданство Брилёва — это кастрюля.

Ссора соседей по квартире из-за кастрюли:

— Где тут кастрюля была? Мне кашу сварить надо.

— Да она вся ржавая, грязная — из такой кашу лучше не есть, отравишься.

— Ох, ну ладно.

На следующий день сосед узнаёт, что сосед в этой кастрюле сам кашу себе с ребёнком варит — и приходит к нему в комнату возмущаться. Ребёнок, которому кино смотреть помешали, спрашивает:

— А почему нам нельзя кашу кушать?

Сосед начинает возмущаться громче, указывая на ребёнка. На шум приходит женщина и вступается за ребёнка. Сосед начинает оправдываться, что не на ребёнка голос повысил, а из-за кастрюли.

В этом примере не две, а три стороны: не добро против зла (или нейтралитета) — а сосед с кастрюлей, сосед с претензиями и женщина.

Ребёнок сторону не занимает, играя функциональную роль.

  • Сосед с кастрюлей на стороне классовой этики.
  • Сосед с претензиями на стороне национальной этики.
  • Женщина на стороне материнской этики.

Знать историю кастрюли тоже не обязательно.

Проблема не в обоснованности претензий соседа на кастрюлю — имеет ли он право ей пользоваться, может, она даже его собственная, или же он просто шумный хам) — кастрюли может вообще не существовать.

Сложность динамики трёх сторон в том, что в правилами социального конфликта управляют племенные инстинкты.

Язык инстинкта двоичен. Ноль или единица. Синапс включён или выключен. Свои или чужие. Класс или нация.

Распознание трёх и более сторон — это уже высшая нервная деятельность.

Из истории мы не знаем secondary ethics женщины — если бы не ребёнок, она могла бы занять и ту, и другую сторону.

Женщина — это метафора третьей стороны конфликта Навального против Брилёва. В реальности, на стороне материнского инстинкта могут быть представители обеих этических систем. Это ещё сильнее усложняет динамику процесса. Но не настолько, чтобы конфликт становился неразрешим. Только на уровне инстинктов.

Увидев ситуацию вновь в цвете, а не монохромно, можно вернуться к исходной проблеме: противоречиям двух этических систем.

P.S. Возможно, действиями женщины управляет не материнская этика, а материнский инстинкт.

Этика первого выбора (primary ethics), этика второго выбора (secondary ethics) выглядит слишком сложной системой для эволюционно обусловленной.

Возможно, всё проще: в состоянии аффекта действиями руководит инстинкт, а затем подключается высшая нервная деятельность и происходит выбор стороны (этики) — в данном случае, нации или класса,

Выбор стороны означает включение в конфликт, режимом конфликта управляет уже племенной инстинкт.

Это ещё усложняет динамику, добавляя ей второе измерение: инстинкты/этика, национальная этика/классовая этика.

P.P.S. Это третья запись по теме. Предыдущие две: