Из доклада В.М.Аллахвердова (проф., д.э.н.) на тему
«Сознание, научение и контроль: вперед к теории»:
«В результате экспериментальных исследований последних лет стало ясно, что практически всё, что раньше считалось исключительной прерогативой сознания: принятие сложных решений, семантические преобразования, постановка целей, социальные оценки, моральные суждения и многое другое, — всё это вроде бы сначала делается неосознанно и лишь потом осознается. Исследования убедительно подтверждают, что неосознанно человек принимает, хранит в памяти и перерабатывает гораздо больше информации, чем осознает. При этом неосознанные преобразования он осуществляет намного быстрее и точнее, чем осознанные. В частности, в исследованиях нашей группы были продемонстрированы уникальные возможности неосознаваемого: человек способен неосознанно различать сигналы в зоне сенсорного неразличения; считывать, не осознавая этого, текст, зашифрованный в автостереограммах; проводить семантическую обработку сигналов, предъявленных с такой скоростью, что он даже не подозревает, что ему вообще было что-то предъявлено; помнить информацию, о которой он если что и знает, так лишь то, что он ее забыл; реагировать на второе значение двойственного изображения, которое не осознает; почти мгновенно перемножать трехзначные числа или переводить даты в дни недели, искренне уверяя, что совершенно не умеет этого делать; неосознанно регистрировать собственные перцептивные, мнемические, грамматические, вычислительные ошибки, даже не догадываясь на сознательном уровне, что сделал ошибку, и т. д. Но если все это делается на неосознаваемом уровне, то зачем вообще нужна сознательная переработка информации? Что делает сознание и делает ли оно хоть что-нибудь?»
Далее автор представляет интересные результаты, полученные исследователями в его лаборатории, например когда усложнение задачи приводит к повышению точности решения, — «Научается не организм. Научается психика — находить регулярности и отождествлять нетождественное. Научается сознание — так управлять организмом, чтобы тот решал поставленную сознанием задачу, а не делал что-нибудь иное. В исследовании Надежды Ивановой испытуемые решали сенсомоторную задачу: на экране компьютера им предъявлялась движущаяся цель, в которую они должны были попадать с помощью нажатия клавиш компьютера. Испытуемые сначала довольно часто отклонялись от цели, а потом постепенно улучшали свои результаты. Как уже говорилось, человек имеет тенденцию чаще случайного повторять свои ошибки. И в данном случае испытуемые повторяли подряд свои отклонения от цели, но — что важно — уже в начале обучения они повторяли свои ошибки с точностью, превосходящей точность, достигаемую ими после 3 тыс. проб в конце научения. Организм изначально умеет очень точно действовать, но он не всегда правильно понимает, чего от него хочет сознание. Не организм учится, а сознание учится так управлять организмом, чтобы тот попадал в цель.»
Основной вывод уважаемого профессора — «Психика и сознание в предложенной мной конструкции — необходимые инструменты познавательной деятельности. Они нужны, чтобы обеспечивать независимую проверку автоматически получаемых познавательных результатов. И потому нет ничего удивительного, что какие-то решения подготовлены организмом раньше, чем осознаются самим человеком«…