Найти тему
Финансовая газета

Итоги-2018: провал или инвестиционный старт?

Российские власти уходящий год оценивают сдержанно оптимистично. Рост ВВП заметен, инвестиции понемногу растут, бюджет исполнен и запланирован на будущее с профицитом, рубль оторвался от нефти, международные резервы накоплены, санкции не так страшны, как их намалевали, национальные цели поставлены и профинансированы.

После окончательной адаптации экономики к внешним шокам и внутренним вызовам инновационный прыжок в пятерку ведущих стран мира обеспечен. Однако независимая экспертиза показывает несколько иную ситуацию: положительных сдвигов крайне мало и они неустойчивы. Национальных задач поставлено с переизбытком, к тому же ожидаемый от них эффект даст о себе знать не через 5 лет, а минимум через 10. Так что нам суждено еще долго топтаться на нуле.

Около «нуля»

Институт стратегического анализа аудиторской и консалтинговой компании ФБК настроен традиционно скептически к экономической политике правительства и макроэкономическим итогам, которые получаются в результате ее реализации. Его директор Игорь Николаев считает, что основные макроэкономические показатели в 2018 году провалены. Рост ВВП (1,7%) явно недостаточен для преодоления кризисных последствий и тем более для запланированного на ближайшие 5 лет прорыва. Инфляция близко подобралась к таргету ЦБ, инвестиции малозаметны, кредиты недоступны.

Но хуже то, что в течение года было сделано множество ошибок: увеличение ставки НДС (до 20%) и пенсионного возраста. Первое решение, как известно, встретило сильное недовольство как в экспертной среде, так и в бизнес-сообществе. Непонятно, зачем наращивать налоги, когда доходы в бюджет собираются с избытком? А кризис отступил? Увеличение же фискального бремени неизбежно приведет к значительному росту цен даже на социальные товары, на которые сохранена льготная ставка в 10%, так как подорожают смежные работы и услуги. Доходность бизнеса, естественно, упадет, а кредиты, наоборот, станут еще недоступнее, потому что ЦБ продолжит увеличивать ключевую ставку с целью сдерживания инфляционных ожиданий.

В итоге даже сам Банк России прогнозирует рост инфляции в первом квартале 2019 года до 6%. Правда, к концу года таргет в 4% должен вернуться. Однако Николаев полагает, что ниже 6% инфляция в будущем году не опустится. Высокая ключевая ставка сдерживает рост инвестиций.

Неудачным оказался и налоговый маневр в нефтяной отрасли, приведший к росту цен на бензин. Кстати, на мировом рынке не стоит ожидать таких же высоких цен как в уходящем году. По мнению Николаева, в 2019-м нефтяной коридор будет колебаться в пределах $50 за баррель. Соответственно средние значения валютного курса дойдут до 70 руб/$.

В результате, как полагает Игорь Николаев, в 2019 году никакого роста не случится – даже заложенных в бюджет-2019 1,3%. Приговор – «около нуля».

Этот отрицательный прогноз тем более должен сбыться из-за неизбежного введения США новых санкций. Об их конкретной направленности пока говорить рано, но скорее всего будут запрещены для американских резидентов инвестиции на российские рынки госдолга и операции с долларом ряду российских госбанков.

Сверхцели

Подвергаются сомнению экспертами, даже правительственными, и выполнимость и даже необходимость поставленных майским указом президента многочисленных национальных целей и задач. Директор Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС Георгий Идрисов на последнем заседании Экономического клуба ФБК задался вопросом: насколько национальные цели выполнимы в условиях существования нынешней экономической модели, до конца не избавившейся от сырьевой направленности и инвестиционного голода. Прежде всего, вероятно ли принятие России через несколько лет в клуб пяти самых развитых экономик мира? Догнать и перегнать Германию, сейчас занимающую пятую строчку, в принципе можно, если, конечно, считать ВВП не по номинальному валютному курсу, а по паритету покупательной способности (ППС). Но даже в этом случае не все так просто. Разрыв в ВВП с Берлином не мал – $500 млрд. Здесь еще нужно учесть, как подчеркнул бывший замминистра экономического развития Алексей Ведев, что данную цифру Всемирный банк подсчитал на ценовом уровне 2011 года, так что сегодня отставание еще больше.

Но дело даже не в скорости обгона, главное – удержаться в ведущей пятерке. Однако объективных данных для этого нет – модель не способствует. Иными словами, по расчетам Георгия Идрисова, целей поставлено много, ресурсы же ограничены. При этом поставленные президентом и правительством задачи в области здравоохранения, образования, сокращения бедности и др. не только могут дать эффект не так быстро, как на это рассчитывают, но и объемы их реализации не совсем ясно привязаны к ускорению темпов роста ВВП.

Есть еще одна проблема. Денег на выполнение президентского указа выделяется беспрецедентно много: только в 2019–2020 годах – до 6 трлн руб. Но в такой ситуации возрастает цена даже незначительной ошибки, ведь придется возвести массу новых объектов. При этом проблема долгостроя остается далекой от разрешения, о чем постоянно сигнализирует Счетная палата.

Анализ Института отраслевых рынков подтвердил и зампред ВЭБ Сергей Васильев. По его мнению, реализация национальных целей, особенно в социальной сфере, действительно не скоро даст должный эффект. Более того, решить социальные проблемы одноразовыми бюджетными вливаниями невозможно. Необходимы опережающие темпы роста ВВП. Есть и подтверждающий пример из нашей же истории: в нулевые «тучные» годы довольно успешно были проведены национальные задачи в сфере образования и в особенности здравоохранения.

Впрочем, готовых рецептов, как ускорить рост, пока у экспертов нет.

Обнадеживающий прогноз

Не все эксперты настроены пессимистично. Главный аналитик Sberbank CIB Антон Струченевский считает, что правительство и ЦБ делают все возможное для достижения качественного и устойчивого роста, стимулируя разными методами необходимые капиталовложения в экономику, хотя пока их темпы и не превышают 4–5% в год.

Однако успешно выполнена задача по защите от внешних шоков, вызванных не только санкциями, но и волатильностью на нефтяном рынке. Более того, удалось оторвать рубль от углеводородной зависимости благодаря внедрению бюджетного правила, когда в бюджет поступают доходы только при цене нефти в $40 за баррель. Сверхдоходы прямиком направляются либо в Фонд национального благосостояния, либо в международные резервы ЦБ. При этом бюджетное правило применяется, правда, с перерывами почти уже 10 лет, тем самым доказав свою эффективность.

В результате и федеральный бюджет, и валютный рынок уже сейчас фактически работают, как уверен Струченевский, при цене на нефть не $55–60, а $45 за баррель. То есть запас прочности у российской экономики – значительный. И даже объявленное возвращение в середине января ЦБ к масштабным покупкам валюты на внутреннем рынке не приведет к существенному ослаблению рубля. Аналитик уверен, что его курс остановится на сегодняшних показателях.

Тем не менее в этом году произошло заметное ослабление валютного курса. Дважды – в апреле и августе – рубль терял к доллару по 10%, но потом вновь укреплялся. В итоге он пошатнулся в среднем на 6%, что сказалось на усилении инфляционных ожиданий. Но, с другой стороны, экспорт обрабатывающей промышленности вырос на 9,7%, а сельскохозяйственный сектор – на все 40%.

Резюме Струченевского следующее: экономическая политика России – вынуждено защитная с применением жесткого денежно-кредитного курса. Но в результате экономика успешно адаптировалась к внешним шокам и готова к ускорению роста ВВП.

Таким образом, итоги 2018 года нельзя не определить как противоречивые. Полученные показатели можно интерпретировать двояко в зависимости от точности статистических данных и взглядов экспертов. Соответственно и прогнозы на 2019 год также выглядят пока более чем туманно. И излишний оптимизм здесь явно неуместен.