Год назад все интересовались возможными очертаниями образа будущего, на который Владимир Путин намекал перед выборами. Похоже, никакого особого образа пока нет — вопросы и ответы на президентской пресс-конференции получились демонстративно дежурными.
Традиционные ежегодные пресс-конференции Владимира Путина выдохлись уже довольно давно: приблизительно один и тот же набор вопросов, на которые глава государства дает приблизительно одинаковые ответы.
Впрочем, по этим ответам всегда можно было пытаться угадывать настроение Путина. В каких выражениях он отреагирует на вопрос о США или об Украине, жестких или миролюбивых? Будет ли обещать новые льготы? О чем вообще спросят, а о чем — нет? По всем этим признакам наблюдатели гадают о колебаниях генеральной линии Кремля, и хотя как инструмент для гадания пресс-конференция годится в той же степени, что и в свое время расстановка советских вождей на Мавзолее во время парада, другого смысла у нее все равно нет.
Судя по всему, настроен президент сейчас миролюбиво, и даже не стал возражать против того, что Дональд Трамп недавно приписал себе победу над террористами в Сирии, а даже как-то поддержал. Говоря о внешней политике, обошелся банальностями — дескать, американские ракеты, надеемся, в Европе не появятся, а то, если появятся, нам ведь тоже придется что-то делать для баланса. Но вообще мы настроены на восстановление отношений даже с Великобританией, и даже Украина, напомнил Путин, остается одним из крупнейших торгово-экономических партнеров России (там надо только подождать, пока исчезнут русофобы в коридорах власти).
Хвастаться нечем
По достижениям Владимир Путин на этот раз прошелся торопливо: ВВП вырос на 1,7%, промышленное производство на 2,9%, продолжительность жизни подросла. И совершенно не упомянул, как обычно, о рекордах в сельском хозяйстве, которыми раньше имел обыкновение хвастаться при каждом удобном случае. Видимо, счел это неуместным, так как эти показатели были всего лишь статистическими приписками.
Потом, правда, к этой теме вернулся и сбивчиво пояснил про рекордный урожай в прошлом году и неурожай в этом, который не отменяет, конечно, прошлогодний рекордный урожай.
Прорыв в будущее
Ни льготами, ни деньгами Путин не разбрасывался — выборы все-таки позади. Когда журналистка из Новосибирска поинтересовалась жильем для ученых Академгородка, президент посоветовал ипотеку; а лет пять назад, можно не сомневаться, широким жестом выделил бы миллиард на новые дома. На просьбу построить мост через реку Лену в Якутии, о котором местные жители мечтают уже очень давно, ответил уклончиво — посчитать, мол, нужно, сопоставить расходы с результатом. Не такого, конечно, ответа ждали якутяне от человека, вроде бы тяготеющего к строительству больших и красивых мостов.
Год назад драйва путинской пресс-конференции добавляли как раз надвигающиеся выборы. Владимир Путин к тому моменту уже пообещал прорыв по всем направлениям и стремление к какому-то новому будущему, так что всем было интересно посмотреть на очертания этого будущего. Через год новое будущее так и не наступило, и непонятно, то ли просто времени мало прошло, то ли мы что-то не так поняли.
Сильно президента на эту тему не спрашивали — неудобно все же выставлять себя человеком, поверившим в предвыборные обещания. Хотя вопрос о том, за счет чего будет достигаться прорыв при таких скромных показателях, прозвучал: Путин ответил, что если не ставить амбициозных целей, не будет достигнуто вообще никаких. Другими словами, если на самом деле на выходе получится умеренный рост, все будут довольны.
Рязанская журналистка из Петербурга
Отдельные представители СМИ все же пытались раскрутить президента на сенсацию — спрашивали, не пора ли закрепить патриотизм в Конституции как государственную идеологию, и не стоит ли возрождать социализм. Путин реагировал вяло: нет, не стоит, нет, не пора. Ну ладно, насчет Конституции — это «вопрос широкого обсуждения». Из этого гадатели по пресс-конференциям могут сделать любой вывод.
Острых вопросов было заметно меньше, чем обычно. Обошлись без политзаключенных, практически без коррупции, без судебной реформы, громких судебных процессов, преследования бизнесменов, проблем образования, очень вскользь затронули ЖКХ. Почти никто не выступал, как в былые годы, с громкими разоблачениями региональных чиновников — разве что активистка из Петербурга Алла Андреева, почему-то в качестве рязанской журналистки, пожаловалась на проблему обманутых дольщиков в городе. А год назад Путина просто завалили жалобами.
Президент похвалил журналистов
Но и он, со своей стороны, ничем не возмущался. Надежда проснулась было на вопросе о вероятной реформе ФСИН, ведь в последнее время в медиа действительно обсуждается очень много скандалов, связанных с одной стороны с пытками, с другой — с привилегированным положением богатых заключенных. Но и в системе исполнения наказаний будущее еще не наступило, ничего внятного Путин в ответ не сформулировал.
Журналисты не спрашивали, президент не делал заявлений; кажется, пресса с Кремлем вошли наконец в симфонию, так что Путин даже одобрительно похвалил собравшихся: «В разведке, в контрразведке и в информационной работе одно и то же. По сути, это одна и та же работа».
Образ будущего выглядит пока скромно. Продолжаем работать в том же режиме, будем концентрироваться на отдельных направлениях с теми ресурсами, которыми располагаем. С голоду, в общем, не помрем, а дальше уж на что денег хватит. Тяги к переменам у Путина пока не хватает даже на то, чтобы жениться.
Читайте больше новостей на нашем сайте https://metagazeta.ru/ и подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!