Представьте, что вы женились на купеческой дочке, и вместе с ней вам в приданое досталась картина, которую дедушка жены купил у труппы бродячих итальянских артистов. Смотрите вы на картину и сильно подозреваете, что это Леонардо… Ну, тот, который Да Винчи…
⠀
Именно такая история произошла с архитектором Леонтием Бенуа. Его жена Мария получила семейную реликвию в качеств свадебного подарка от своего деда.
Правда, позже выяснилось, что бродячая труппа — лишь семейное предание: в госархивах нашлись бумаги, что картина была в коллекции одного генерала, а после его смерти была распродана на аукционе вместе с другими шедеврами — Рафаэль, Тициан, Рубенс, ван Дейк, Рембрандт. Что-то приобрел Эрмитаж, что-то ушло в частные руки, а «Мадонна» за 1400 рублей уехала к тому самому деду в Астрахань.
Как проверить авторство? Есть только один способ: показать полотно специалистам🔎.
⠀
И тут брат Леонтия – Александр Бенуа – как раз едет в Париж, где его ждет жена, которая со дня на день должна родить их вторую дочь. Он очень боится опоздать к часу икс, но ради решения вопроса с авторством картины на целый день задерживается в Берлине, где живут два крупных эксперта по старым мастерам.
Первым делом он обратился к Вильгельму фон Боде. Он музейным специалист и тяжело болен, но в виду исключительности ситуации принимает Бенуа, не вставая с постели. 15 минут мучительных раздумий, и его мнение не утешительно: это не Леонардо.
Тогда же картину посмотрел профессор Мюллер Вальде и, даже зная вердикт коллеги, предложил выкупить полотно (с чего бы, если это не Да Винчи?), но Бенуа делать этого не собирались, поэтому — отказ. Еще два эксперта опять же единогласны: не Леонардо.
⠀
«Нет так нет», — подумал Бенуа и на этом успокоился.
Казалось бы, всё кончено. Неизвестный автор, наверное, кто-то из соучеников Леонардо, не более того.
⠀
Однако вскоре история получает неожиданное продолжение.
⠀
«Я был как раз занят, вместе с Дягилевым и Бакстом, устройством большой Русской выставки в Grand Palais, — пишет Александр Бенуа, — и вокруг шла неистовая стукотня обойщиков и плотников, когда мне подали карточку, на которой стояло: «Professor Doktor Muller Walde», и не успел я согласиться его принять, как на меня налетела его собственная персона с криком: «Теперь я твердо убежден: ваша Мадонна — Леонардо!» Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера».
⠀
Кому же верить?
⠀
Нет, серьезно, представьте ситуацию: от дедушки вам досталась картина, старая, тёмная и вообще не очень-то симпатичная, но которая по документам — Леонардо да Винчи. Но эти документы мало что значат, т.к. история полотна не прослеживается с 18 века. Может подделка? Может копия? Может соученики Леонардо? Написать для красоты можно что угодно.
⠀
Продолжение этой истории — здесь (клик-клик)!
Подготовка материала — Мария Дружинина