В дни путча ГКЧП на экстренном заседании Союза писателей СССР великий конформист Сергей Михалков выступает с предложением поддержать заговорщиков. Вслед за ним выступает верховный идеолог путча Александр Проханов и неожиданно для собравшихся призывает ГКЧП в случае победы сохранить демократические тенденции и не дать развернуться в стране террору. Через несколько дней, когда всё будет кончено, и каждый благодарил Бога за то, что публично удержался от присяги путчистам, у Проханова возьмет интервью «Комсомольская правда», которое выйдет под заголовком-цитатой «Будь проклята ваша свобода». Поверженный писатель-этатист, имперец, патриот остался при своем мнении и не побоялся его высказать тогда, когда ему грозила тюрьма.
Лично я к 30 годам убедился, что на такие поступки готовы единицы. Перекрашиваться на ходу в России — это не дурной тон, а правило поведения. Последовательность в действиях и поступках — редкость, достойная пристального, под микроскопом и со скальпелем изучения. Именно таким исследованием Данилкин и занимается в своей биографии Проханова.
Читая, я всё думал, а не нужно ли будет дописывать эту биографию, созданную в середине 2000-х, опытом 2010-х? Нет, не нужно. Проханов не изменяет себе с конца 1960-х годов. Меняются генсеки и президенты, то он главный оппозиционер, то главный идеолог, но всё равно остаётся равным себе.
Данилкину, к сожалению, по-настоящему не удалось решить задачу, которая, видимо перед ним стояла: убедить окружающих, что Проханова нужно читать и считать, прежде всего, писателем. Но с другой стороны, вряд ли кто-то из лояльных ему авторов тоже будет возводить его писательскую генеалогию к Набокову и Платонову, русскому авангарду 1920-х.
В любом случае, в наше мрачное время (да, самому Проханову в нем комфортно) герой Данилкина — образец для подражания. И последние станут первыми. И падая, всегда взлетай снова. Всему живущему идти путём зерна.