Чем больше я погружаюсь в тему "бирюзовых организаций", основанных по принципу относительно небольших самоорганизующихся команд, тем более явной ошибкой мне видится повальное стремление многих крупных компаний найти некий единый унифицированный целевой процесс и распространить его на всю компанию.
Классика жанра - это сделать такой заход вместе со внедрением какой-нибудь новой системы типа CRM. Основные намерения конечно же всегда благие для бизнеса:
1) оптимизация и экономия: обнаружить и устранить “излишки” производства (в том числе и в виде людей);
2) овладение ситуацией: выстроить единую и стройную систему мониторинга и отчётности;
3) системное улучшение: собрать отовсюду самое лучшее и дать всем сотрудникам возможность с этим работать;
Однако тот, кто хотя бы раз делал подобные внедрения, знает, через какую боль нужно пройти всем участникам при воплощении в жизнь этой идеи унификации. И что ещё хуже - далеко не всегда изначальные намерения оказываются оправданными. Щепки летят, да, но чаще не из-за самой оптимизации, а потому что людей нагибают, даже не интересуясь их мнением, и не все согласны с этим мириться. Новые процессы встают настолько криво, что доверять привязанным к ним KPI стоит едва ли. На недоверие сверху отвечают взаимным обходом системы снизу, цифры начинают “подгонять”.
Всё лучшее всегда имеет обратную сторону медали, поэтому попытка собрать лучшие практики в одну кучу превращается в непростую задачу по разрешению конфликтов между ними. В результате получаем погоню сразу за несколькими зайцами, которые бегут в разные стороны. Известно, чем это обычно заканчивается.
Я не утверждаю, что индивидуальность, самоорганизация, децентрализация и активный обмен знаниями - это ключ ко всему. Но видимо я работал и работаю в той сфере, где мне это видится перспективным. Погружаясь в специфику “на местах”, я видел реальные причины, почему люди делают именно так, а не иначе, и это было наиболее оптимально. Местные разработки по собственной инициативе часто бывали на голову выше, чем то, что предлагалось взамен. Выравнивание процессов бульдозером не оставляло место инициативности: те, кто мог и хотел сделать действительно что-то хорошее в будущем, уходили из-за отсутствия перспектив применения их идей. Наоборот, оставались те, кому было всё равно, и они были готовы работать “как скажут”.
Короче говоря, я всё меньше верю в то, что унификация и выравнивание - это правильный путь для компаний, в которых основной движущей силой выступают люди и интеллектуальный труд.