1 марта 1918 года третья советская делегация вновь прибывает в Брест-Литовск. Вместо Троцкого пост председателя в ней получил Григорий Сокольников. Советским правительством, установившимся на части Украины, была также отправлена делегация, однако ее на переговоры не пустили.
Советская делегация отказалась от вступления в дискуссии, заявив, что все условия Германии и ее союзников выдвинуты под угрозой оружия. Мирный договор был подписан 3 марта. Окончательные условия оказались еще тяжелее, и подразумевали отказ от претензий на Прибалтику, часть Белоруссии, вывод войск из Финляндии и Украины, разоружение флота, демобилизацию армии и отказ от революционной пропаганды на территории Центральных держав.
Но договор должен был вступить в силу лишь после ратификации Всероссийским съездом Советов, поэтому Совет Народных комиссаров запросил представителей США, Великобритании и Франции, на какую помощь может рассчитывать Советская Россия в случае неодобрения мирного договора съездом и возобновления войны, однако ответа не получили. 12 марта Брестский мир был ратифицирован, на некоторое время дав РСФСР передышку перед начинающейся Гражданской войной.
Подписание Брестского мирного договора вызвал бурную реакцию в России. Все оппозиционно настроенные к большевикам силы заявили о своем протесте, критикуя подобный «мир» и в открытую говоря о сговоре большевиков с немецким Генеральным штабом. Однако был ли у Совнаркома другой выход из сложившейся ситуации?
Русская армия, провалившая кампании 1914 и 1915 годов, сумела добиться тактических успехов в ходе Брусиловского прорыва, но плохое снабжение, огромная протяженность линии фронта от Балтийского до Черного и от Черного до Каспийского моря, высокие людские потери не позволяли вести эффективных боевых действий. Революция внесла свои коррективы, процесс демократизации практически полностью разложил армию, Июньское наступление показало неспособность воевать, и с каждым днем положение ухудшалось. Ни одна из политических сил, говоривших о «Войне до победного конца», не приложила никаких усилий для этого. Появление ударных частей не спасло положение, а Корнилов, планировавший захватом власти решить назревшие проблемы, не смог управлять даже самыми верными, с его точки зрения, частями, в результате чего потерпел поражение. Какие бы красивые лозунги о революционной войне не выбрасывал в солдатские массы Керенский, солдаты не понимали главного – зачем нужна эта война? Простому крестьянину не нужны Босфор и Дарданеллы, для него главное получить обещанный социалистами свой участок земли.
Сколько бы не обвиняли большевиков в распаде армии, этот процесс начали не они. Он начался благодаря бездарному командованию, плохой логистике, а Февральская революция лишь вскрыла гноящиеся раны. Скотское отношение офицеров к солдатам вылилось в самосуды и убийства, постоянная смена командующих армиями и фронтами еще больше снижала боеспособность. Временное правительство, пытаясь в разное время заигрывать и с Советами, и с союзниками, и с Корниловым, лишь загнало себя в яму, потеряв всякий контроль над ситуацией.
Пожалуй, единственной силой, понимавшей, что лишь мир с Германией, каким бы позорным он ни был, сможет облегчить положение страны, оказались большевики. Даже Ленин, активнее всех призывавший к окончанию войны, признавал этот мир позорным, но был ли другой выход у страны, не имевшей армии?
Вопрос же о финансировании большевиков, так активно продвигавшийся их противниками, является очень сомнительным. Подлинных документов, подтверждающих сотрудничество и получение денег, нет, подделки же разоблачались достаточно легко. Очень показательным является случай с прапорщиком Ермоленко, который утверждал, что в плену он был завербован немецкой разведкой и получил от нее указания вести подрывную деятельность. Кроме того, там ему сообщают о еще одном человеке, выполняющем такое же задание, и этим человеком оказался Ленин. Даже у современников прапорщик вызывал подозрения в невменяемости.
Широко известен другой случай, когда американский посол Сиссон в 1918 году выкупил пакет документов, подтверждающих сотрудничество немцев и большевиков за 25 тысяч долларов. Документы были тут же опубликованы, однако вскоре были идентифицированы как подделка.
Был ли шанс у большевиков обойтись без заключения мира? История не знает сослагательного наклонения, поэтому мы можем опираться лишь на факты. А они таковы, что как бы не был позорен мир, он действовал лишь до ноября, когда революция положила конец монархии в Германии, после чего РСФСР в одностороннем порядке расторгает Брестский мирный договор. Но в это время уже вовсю идет новая война, более кровавая и более жестокая.
Спасибо за внимание! Поддержите статью лайком и подписывайтесь на канал!