Найти в Дзене

Как лучше перевозчику оформить перевозку пассажиров

В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса РФ «Договор перевозки пассажира»1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.Обязанности перевозчика, предусмотренны Федеральным Законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112, которые и определяют условия перевозок пассажиров и предоставления услуг пассажирам на объектах транспортных инфраструктур, т.е. регулируют отношения между перевозчиком и пассажиром. Действительно, в соответствии с ч.1 ст.20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ, ч.2 ст.786 ГК РФ, п.42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, билет является доказательством заключения договора перевозки пассажира, однако отсутствие такого доказательства автоматически не свидетельствует о недостижении согласованного волеизъявления сторон по вопросу перевозки. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 № 26 Постановление О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, связанного с договором перевозки автомобильным транспортом грузов,пассажиров и багажа и с договором транспортной экспедиции, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской

Федерации",постановляетдать следующие разъяснения.Договор перевозки пассажира и багажа1. Договор перевозки пассажира - это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиромбагажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (пункт 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГКРФ).2. Отношения по перевозке автомобильным транспортом пассажиров и багажа регулируются, в частности, нормами главы 40 ГК РФ, Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав), Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 (далее - Правила перевозок пассажиров).В части, не урегулированной специальными законами, на отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа, а также договораперевозки груза или договора транспортной экспедиции, заключенных гражданином исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) (часть 4 статьи 1 Устава).3. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров ибагажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").4. В том случае, когда перевозчиком пассажира и принадлежащего ему багажа выступает лицо, осуществляющее данную деятельность на постоянной основе в качестве основного вида своей деятельности, к договору перевозки, по общему правилу, подлежат применению положения статей 426 и 428 ГК РФ.5. Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции (пункт 2 статьи 786 ГК РФ).Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата проездного билета или багажной квитанции сами по себе не являются основанием для признаниядоговора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).6. Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными (статья 786 ГК РФ, статья 20 Устава, пункты 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров).При заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги (статья 1005 ГК РФ).7. Надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа является своевременная доставка пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также своевременная доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение багажа лицу (пункт 1 статьи 786 ГК РФ).В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или по другим причинам пассажирывправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и подысканном (предоставленном) перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется перевозчиком - владельцем транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты (пункт 53 Правил перевозок пассажиров). В случае непредоставления другого транспортного средства в разумный срок либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих, что транспортное средство не будет предоставлено в такой срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков (статьи 328, 393 и 405 ГК РФ). При невозможности продолжения перевозки пассажирадо пункта его назначения по независящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию (пункт 3 части 1 статьи 23 Устава).8. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 ГК РФ). При этом следует учитывать, что по смыслу пункта 2 статьи 793 ГК РФ и статьи 37 Устава условия договора перевозки пассажира и багажа автомобильным транспортом об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика являются ничтожными, если иное прямо не следует из положений Устава (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).9. Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные (статья 403 ГК РФ). Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или с использованием транспортного средства, находящегося в его владении по иным, допускаемым законом основаниям, в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем. Также перевозчик отвечает за утрату багажа при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования.10. Перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира (пункт 75 Правил перевозок пассажиров).За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа неустойку в виде штрафа в размере трех процентов от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы (часть 12 статьи 34 Устава).При этом уплата штрафа, предусмотренного частью 12 статьи 34 Устава, не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру, в полном объеме сверх суммы такой неустойки.11. По смыслу пункта 1 статьи 796 ГК РФ, пункта 3 статьи 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.12. Недостача мест багажа или утрата, недостача, повреждение (порча) багажа подтверждаются коммерческим актом. Такой акт составляется перевозчиком по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку (пункты 77, 130-135 Правил перевозок пассажиров).В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта утрата, недостача или повреждение (порча) багажа могут быть подтверждены другими доказательствами (статья 55 ГПК РФ).13. При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; в случае повреждения (порчи) багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа - в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости багажа (пункт 2 статьи 796 ГК РФ).Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии - средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его действительную (документальную) стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности (пункт 5 статьи 393 ГК РФ). В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.При возникновении спора о размере убытков, причиненных порчей багажа, заключение эксперта о стоимости поврежденного багажа о характере и степени его повреждения подлежит исследованию и оценке наравне с другими представленными сторонами доказательствами (статьи 67 и 86 ГПК РФ).14. По смыслу пункта 2 части 2 статьи 22 Устава и пунктов 63 и 74 Правил перевозок пассажиров пассажир обязан подготовить багаж к перевозке таким образом, чтобы обеспечить его безопасность при перевозке и сохранность. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки багажа пассажиром.Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 56 ГПК РФ).Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать багаж либо2) в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).15. По общему правилу, риск утраты, недостачи или повреждения вещей, перевозимых пассажиром (ручная кладь), лежит на самом пассажире (часть 10 статьи 34 Устава). Ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади в процессе перевозки может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по вине перевозчика.16. Ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира вследствие ненадлежащего состояния салона предоставленного для перевозкитранспортного средства, несет перевозчик, например, в случае порчи одежды пассажира вследствие загрязнения салона (пункт 1 статьи 786, статья 393 ГК РФ).17. При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей и часть 2 статьи 56 ГПК РФ).Размер штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, определяется в размере пятидесяти процентов от присужденной судом в пользу потребителя суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.18. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети "Интернет", переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей). Претензии и иски по спорам, связанным с перевозкой пассажиров и багажа, груза, а также с транспортно-экспедиционным обслуживаниемСрок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год (статья 42 Устава).На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (абзац четвертый статьи 208 ГК РФ).31. Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, начинает течь согласно статье 42 Устава со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска в том числе в отношении:- возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи груза;- возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным;- просрочки доставки груза со дня выдачи груза.В таком же порядке исчисляется срок исковой давности по требованию экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но отвечающего за сохранную перевозку наряду с перевозчиком, поскольку после исполнения обязательства перед клиентом-грузоотправителем к экспедитору переходят его права (пункт 5 статьи 313 ГК РФ). Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту.32. По спорам, вытекающим из договора перевозки пассажира и багажа, а также по спорам о защите прав потребителей, вытекающим из договоратранспортной экспедиции, заключенного гражданином для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, обязательного предъявления перевозчику претензии не требуется (пункт 1 статьи 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, часть 1 статьи 39 Устава).33. В силу части 1 статьи 40 Устава перевозчик обязан рассмотреть предъявленные претензии и о результатах их рассмотрения уведомить заявителя в письменной форме в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии. В случае если перевозчик не ответил на претензию в установленный срок, впоследствии он не может ссылаться на то, что претензия не соответствовала требованиям, предусмотренным законодательством, в частности к ней не были приложены необходимые документы, а следовательно, истцом не соблюден обязательный претензионный порядок.34. В случае если стороны прибегли к претензионному порядку разрешения спора, предусмотренному частями 1, 2 статьи 39 Устава или пунктом 5 статьи 12 Закона о транспортной экспедиции, по требованиям к перевозчику или экспедитору, вытекающим из договора перевозки груза или транспортной экспедиции, в силу пункта 3 статьи 202 ГК РФ исковая давность приостанавливается на срок соблюдения этого порядка.Если договором претензионный порядок также предусмотрен по требованиям перевозчика или экспедитора к лицу, заключившему договор перевозки или транспортной экспедиции, срок исковой давности по данному требованию приостанавливается на период, предусмотренный договором для соблюдения претензионного порядка (пункт 3 статьи 202 ГК РФ, часть 5 статьи 4 АПК РФ, пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ). Пять выводов по договору перевозки пассажира и багажаВ части о договоре перевозки пассажира и багажа можно выделить пять основных выводов:1) перевозчик обязан проводить предрейсовый контроль;2) перевозчик не может ссылаться на утрату билета и требовать плату за его оформление;3) поломка транспорта – не причина, чтобы отказать пассажиру в перевозке;4) перевозчик возмещает убытки сверх штрафа, платит за утрату багажа и вред имуществу пассажира;5) перевозчик несет ответственность независимо от наличия вины, даже если привлекает для перевозки третьих лиц.1. Перевозчик обязан проводить предрейсовый контрольПеревозчик несет обязанности как лицо, которое эксплуатирует транспортное средство. Даже если организация перевозит грузы или пассажиров для собственных нужд, она все равно обязана проводить предрейсовый контроль технического состояния транспорта (п. 3). Причем в путевом листе должна быть отметка об этом. Такие действия направлены на безопасность дорожного движения (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Исключение – когда в транспорте, кроме водителя, больше никого нет.2. Перевозчик не может ссылаться на утрату билета и требовать плату за его оформлениеПроездной билет и багажная квитанция подтверждают, что стороны заключили договор перевозки. Но договор не станет автоматически незаключенным или недействительным, если пассажир потеряет эти документы или в них будут ошибки (п. 5). Договорные отношения можно подтвердить иными доказательствами: объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями (ст. 55 ГПК).Перевозчик не вправе требовать дополнительной платы за оформление билета (п. 6). По договору перевозки пассажир оплачивает доставку в пункт назначения, а не проездной билет или багажную квитанцию (ст. 786 ГК, ст. 20 УАТ, п. 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства от 14.02.2009 № 112, далее – Правила перевозок пассажиров).Исключение – когда пассажир заключает договор перевозки через агента. Тот вправе брать плату за свои услуги (ст. 1005 ГК).3. Поломка транспорта – не причина, чтобы отказать пассажиру в перевозкеПоломка транспорта или авария – не основания, чтобы прекратить оказывать услуги пассажиру. Тот вправе продолжить поездку по своему билету, а перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения – подобрать другой транспорт и обеспечить пересадку (п. 7). Если этого не сделать, то пассажир сможет отказаться от договора, потребовать вернуть деньги в полном объеме и возместить убытки (ст. 328, 393 и 405 ГК).Исключение – когда продолжить перевозку невозможно по причинам, которые не зависят от перевозчика. Если тот сможет это доказать, то единственное, что может потребовать пассажир, – вернуть часть денег пропорционально оставшемуся расстоянию. Например, если стоимость билета – 100 руб., ат ранспорт заглох на середине маршрута, то перевозчик должен вернуть пассажиру 50 руб.4. Перевозчик возмещает убытки сверх штрафа, платит за утрату багажа и вред имуществу пассажираНеустойка за просрочку доставки багажа – штрафная санкция. Перевозчик обязан возместить убытки в полном объеме сверх суммы такой неустойки (п. 10).При утрате багажа перевозчик возмещает пассажиру его полную стоимость, а при порче – сумму, на которую понизилась стоимость груза. При этом не имеет значения, что пассажир не объявил стоимость багажа. Это не основание, чтобы суд отказал в иске о возмещении убытков. Суд сам определит размер убытков с учетом всех обстоятельств дела и исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности (п. 13).Из-за плохого состояния салона или багажника может пострадать имущество пассажира. Например, о грязные сидения он может испачкать одежду. В подобных случаях пассажир может требовать с перевозчика компенсацию причиненного вреда (п. 15). Если тот не выполнит требование добровольно, то компенсацию взыщет суд. Более того, он еще обяжет перевозчика выплатить в пользу клиента штраф в размере половины от присужденной суммы (п. 16).5. Перевозчик несет ответственность независимо от наличия вины, даже если привлекает для перевозки третьих лицПеревозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины. Например, перевозчик будет отвечать при хищении или ДТП по вине третьего лица. Основание для освобождения от ответственности – только чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства (п. 11).Если перевозчик привлекает для перевозки третьих лиц, то отвечает за их действия как за свои собственные (ст. 403 ГК). Верховный суд привел два примера, когда нужно применять это правило (п. 9).

Примеры ситуаций, когда перевозчик отвечает за действия привлеченных лиц, как за свои собственные1. Перевозчик привлек транспорт по договору аренды транспортного средства с экипажем. Если в такой ситуации имущество пассажира будет повреждено, то отвечает за вред перевозчик.2. Перевозчик оставил транспорт с багажом пассажира на стоянке в пути следования. Если багаж украдут, то отвечать за это будет перевозчик.Это правило касается не только перевозчиков, которые заключают договор от своего имени. Любое лицо, к которому обращается клиент для перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за вред, причиненный при перевозке. Достаточно, чтобы у добросовестного потребителя сложилось мнение, что он заключает договор непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик – его работник или привлеченное третье лицо (п. 18). Например, пассажир может увидеть рекламные вывески, информацию в интернете. Также впечатление может сложиться в ходе переписки при заключении договора.Верховный суд ранее уже рассматривал спор, в котором применил подобный подход, – определение от 09.01.2018 № 5-КГ17-220. Однако, в Вашей ситуации мы рекомендуем заключать Договор фрахтования.Договор на перевозку пассажиров автотранспортом по заказам – договор фрахтования. По нему фрахтовщик предоставляет фрахтователю всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов (ст. 787 ГК РФ).Договор фрахтования заключают, чтобы перевозить своих сотрудников или третьих лиц. Например, фрахтователем может быть туроператор, который заключает договоры по туристскому обслуживанию. Транспорт ему может быть нужен для перевозок групп туристов на экскурсии. К договору фрахтования обращаются, даже когда нужно перевести призывников или участников парада (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2016 г. № Ф09-7934/2016 по делу № А50-24206/2015, Арбитражного суда Московского округа от 5 августа 2016 г. № Ф05-10716/2016 по делу № А40-176268/15-31-1471). Однако это не договор в пользу третьих лиц, ведь фрахтовщик должен произвести исполнение фрахтователю, а не пассажиру.При этом законодатель установил требования к форме и содержанию договора фрахтования (абз. 2 ст. 787 ГК РФ). Так, к обязательным условиям относятся:1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;2) тип транспортного средства, которое должен предоставить фрахтовщик;3) маршрут и место подачи транспортного средства;4) определенный или неопределенный круг лиц, которых нужно перевести;5) сроки выполнения перевозки;6) размер платы за пользование транспортным средством;7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство.На это указывает часть 2 статьи 27 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ).Договор фрахтования может включать в себя и иные условия (ч. 3 ст. 27 УАТ).

Если стороны не согласуют хотя бы одно из существенных условий договора, то суд может признать его незаключенным

Для перевозки некоторых пассажиров действуют особые требования Форма договораСтороны должны заключить договор фрахтования в письменной форме (ч. 1 ст. 27 УАТ, абз. 2 ст. 787 ГК РФ).

Внимание! Если не будет договора фрахтования, то не получится что-либо потребовать от фрахтовщика. Если он все же начнет оказывать услуги, то его могут привлечь к административной ответственностиЕсли заказчик не планирует систематических перевозок по заказу, то договор фрахтования можно заключить в форме заказа-наряда на предоставлениетранспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (п. 4 ст. 27 УАТ). Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливают Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (далее – Правила перевозок пассажиров).Оформляет заказ-наряд фрахтовщик (п. 93 Правил перевозок пассажиров). Однако заказчику нужно проверить, чтобы документ содержал все обязательные реквизиты согласно приложению 4 к Правилам перевозок пассажиров. Например, нужно указывать марку транспортного средства и его государственный регистрационный знак, фамилии и инициалы водителей и т. д.

Может ли фрахтовщик разместить дополнительные реквизиты в заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа

Договор фрахтования (заказ-наряд) или его копия должны быть у водителя от начала до конца перевозки. Это нужно, чтобы он смог предъявить такой договор (заказ-наряд) по требованию должностных лиц, которые вправе контролировать наличие этих документов (п. 94 Правил перевозок пассажиров). Если водитель их не предъявит, то ему будет грозить штраф в размере 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 11.14.2 КоАП РФ). Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд особо подчеркнул: «... договор фрахтования должен находиться не в организации, которой принадлежит автотранспортное средство, а непосредственно у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и предъявляться в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти» (постановление от 26 января 2016 г. № 13АП-29330/2015 по делу № А21-5433/2015).

1. Сведения о фрахтовщике и фрахтователе

В договоре фрахтования две стороны – фрахтовщик и фрахтователь.Фрахтовщик – тот, кто предоставляет вместимость транспортных средств.В договоре имеет смысл указать те же сведения о фрахтовщике, которые указаны в приложении 4 к Правилам перевозок пассажиров: наименование, адрес, номер телефона и ИНН (п. «в»). Это позволит избежать лишних вопросов со стороны контролирующих органов.При этом нужно учитывать, что фрахтовщиком может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (п. 22 ст. 2 УАТ).Транспортное средство может быть у фрахтовщика в собственности или на ином законном основании (например, праве хозяйственного ведения или оперативного управления).Лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом у фрахтовщика может не быть.

Обоснование Обязанность лицензировать деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, который оборудован для перевозокболее восьми человек, устанавливает подпункт 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Эта же норма предусматривает исключение для случая, когда «указанная деятельность осуществляется по заказам». Таким перевозчикам лицензия не нужна.Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280, также не предусматривает лицензирования пассажирских перевозок по заказам.Также см. На какие виды деятельности нужна лицензия государственных органов.Фрахтовщику достаточно лишь направить уведомление о начале предпринимательской деятельности в территориальный орган Ространснадзора (подп. 6 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Последний внесет фрахтовщика в реестр уведомлений. Информацию из него можно посмотреть на сайте notice.crc.ru.

Фрахтователь – тот, кто пользуется вместимостью транспортных средств.Фрахтователем может быть как юридическое, так и физическое лицо (п. 21 ст. 2 УАТ). Чтобы согласовать сведения о нем, также стоит обратиться к приложению 4 к Правилам перевозок пассажиров (п. «б»). Оно называет среди обязательных реквизитов:· для юридических лиц – наименование, адрес, номер телефона и ИНН;· для физических лиц – фамилию, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона.

2. Тип транспортного средстваФрахтователь может заключить договор фрахтования в отношении одного или нескольких транспортных средств. Причем специфика договора фрахтования в том, что по нему в пользование передают не сами транспортные средства, а «всю или часть вместимости одного или несколькихтранспортных средств». То есть в договоре нужно указать типы и количество транспортных средств, вместимость которых интересует фрахтователя.Под типами транспортного средства понимают характеристику автомобиля согласно его конструкторским особенностям и назначению. Так, в договоре фрахтования можно просто указать, например:· «легковой автомобиль» – фрахтовщик будет обязан предоставить место в транспорте, в котором максимум девять посадочных мест включая место водителя;· «автобус» – фрахтовщик будет обязан предоставить место в транспорте, в котором более девяти посадочных мест включая место водителя.

Пример формулировки договора фрахтования о типе транспортного средства«Для перевозки пассажиров Фрахтовщик представляет автобус».СоветЕсли стороны заключают договор на разовую перевозку пассажиров или фрахтователю нужно конкретное транспортное средство, то стоит уточнить его характеристики. В частности, можно указать марку транспортного средства и его государственный регистрационный знак. Приложение 4 к Правилам перевозок пассажиров относит эти реквизиты к обязательным (п. «г»).

Пример формулировки договора фрахтования о марке транспортного средства и его государственном регистрационном знаке«Фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю автобус марки IVECO DAILY, 2227UU государственный регистрационный знак Р685ОН161».При этом в любом случае фрахтовщик должен будет соблюсти требования к оформлению транспортного средства согласно пунктам 95–98 Правил перевозок пассажиров. Так, на нем должны быть:

1) таблички с надписью «Заказной».Их размещают в трех местах:· над лобовым стеклом или в верхней части лобового стекла;· на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;· на заднем окне.Высота таблички для лобового стекла не должна превышать 140 мм. По-другому определяется размер для транспортных средств, в которых помимо места водителя более восьми мест для сидения и максимальная масса которых превышает 5 тонн. Высота таблички для такого транспорта не должна превышать минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем;

2) краткое наименование фрахтовщика.Фрахтовщик должен его указать над лобовым стеклом или на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

3) указатель маршрута.Его устанавливают, если фрахтователь заключает договор для перевозки неопределенного круга лиц. На указателе должны быть наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (если они есть).Указатель устанавливают на правой стороне кузова по ходу транспортного средства.

3. Маршрут и место подачи транспортного средстваМаршрут – путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения (п. 8 ст. 2 УАТ). Стороны сами определяют маршрутперевозки пассажиров, если иное не устанавливает закон (ст. 28 УАТ).Чтобы определить маршрут, нужно указать:· адрес пункта подачи транспортного средства (пункта отправления);· наименования промежуточных остановочных пунктов маршрута;· наименование конечного пункта (пункта назначения).Промежуточные остановочные пункты нужно указать, если фрахтователь планирует делать остановки транспортного средства в пути следования. При этом если договор заключают для перевозок неопределенного круга лиц, то пункты посадки (высадки) пассажиров можно совмещать с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок (п. 100 Правил перевозки пассажиров).Не нужно забывать и о самих пунктах посадки (высадки) пассажиров. Если договор заключают для перевозок неопределенного круга лиц, то такие пункты нужно оборудовать специальными указателями (п. 99 и 101 Правил перевозки пассажиров).

4. Определенный или неопределенный круг лиц для перевозки

В договоре фрахтования нужно четко указать, в пользу кого фрахтователь его заключает. Дело в том, что договор может быть двух видов (п. 90 Правилперевозки пассажиров).

Вид 1. Для перевозки определенного круга лиц.Такой договор заключают, например, когда работодатель централизованно вывозит работников на какие-либо обучающие семинары или просто организует их подвоз на место работы.В случае с таким договором нужно определить круг лиц, которые могут быть пассажирами. Так, нужно указать либо конкретные фамилии, либо признак, который объединяет таких лиц: работники конкретного предприятия, участники фестиваля, туристы конкретного туроператора и т. д. При этом нужно также установить порядок их допуска к посадке в транспортное средство (п. 91 Правил перевозки пассажиров).

Пример формулировки условия договора фрахтования о перевозке определенного круга лиц

«Фрахтовщик обязуется осуществить перевозку определенного круга лиц в соответствии со списком, предоставленным Фрахтователем».

Вид 2. Для перевозки неопределенного круга лиц.Такой договор заключают, например, когда организуют крупный бесплатный фестиваль или открывают торговый центр, чтобы доставить всех желающих. В самом договоре просто указывают на то, что он заключен в отношении неопределенного круга лиц.

Пример формулировки условия договора фрахтования о перевозке неопределенного круга лиц«Фрахтовщик обязуется осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом неопределенного круга лиц в соответствии с заявками Фрахтователя».

При таком условии нельзя взимать плату с пассажиров (п. 5 ст. 27 УАТ). Пользование транспортным средством оплачивает исключительно заказчик. Так, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд особо подчеркнул: «...взимание платы с контрагента по договору может свидетельствовать оперевозке определенного круга лиц, так как при перевозке неопределенного круга лиц плата с него взиманию не подлежит в силу прямого запрета законом» (постановление от 18 января 2016 г. № 14АП-10077/2015 по делу № А13-12621/2015). В противном случае грозит ответственность по части 3статьи 11.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Водителя могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а юридическое лицо – на 200 тыс. руб. (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2017 г. № Ф05-1710/2017 по делу № А41-50552/2016).

К кому пассажиры смогут предъявить требования, которые связаны с перевозкой по договору фрахтованияК фрахтователю.В случае с договором фрахтования пассажир – это «физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор» (п. 12 ст. 2 УАТ). При этом сам пассажир не состоит в договорных отношениях с фрахтовщиком. Так, Арбитражный суд Уральского округа отметил: «...услуги, оказываемые по такому договору, оплачиваются фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (перевозчику) за предоставление ему в пользование для перевозки всей или части вместимости транспортного средства. Следовательно, пассажиры, в интересах которых заказчик зафрахтовал часть вместимости транспортного средства, получая услугу их перевозки, не являются сторонами договора фрахтования и не оплачивают перевозчику свой проезд, то есть не заключают с перевозчиком ни договор фрахтования, ни договорперевозки» (постановление от 5 февраля 2016 г. № Ф09-11482/15 по делу № А76-15991/2015).Если пассажир не является одновременно фрахтователем, то не участвует в определении типа транспортного средства, места его подачи, а также маршрута перевозки. Эти условия – содержание договора фрахтования, стороны которого – фрахтователь и фрахтовщик.Фрахтователь заключает договор фрахтования по модели договора об исполнении третьему лицу. Такой договор не предоставляет последнему никаких субъективных прав. Поэтому требовать исполнения третье лицо не может. Например, туристы могут заявить требования, связанные с перевозкой, не фрахтовщику (перевозчику), а фрахтователю (туроператору).Однако правовая связь между фрахтовщиком и пассажиром все же существует. Фрахтовщик обязан доставить пассажира в пункт назначения и при этом обеспечить безопасность перевозки.

5. Сроки выполнения перевозкиНеобходимо согласовать:1) срок (дату и время), когда фрахтовщик обязан подать транспортное средство в пункт подачи;2) срок, в который фрахтовщик обязан доставить пассажиров.Если стороны планируют заниматься систематическими перевозками, то заранее может быть неизвестно, когда именно понадобится транспорт. В таком случае можно установить порядок, с помощью которого стороны будут определять срок выполнения перевозки.

Примеры формулировки условия договора фрахтования о сроке выполнения перевозки1. «Дата осуществления перевозки в соответствии с настоящим договором "___" ______________20__ г., в период с ___ ч ___ мин по ____ ч ____ мин».2. «Перевозка пассажиров осуществляется на основании заявок, предоставляемых фрахтователем в адрес фрахтовщика:· не позднее 2 часов – в пределах города;· не позднее чем за 72 часа (трое суток) до момента начала перевозок – по междугородним маршрутам».

6. Размер платыДоговор фрахтования – возмездный договор. Фрахтователь обязан заплатить за использование транспортных средств (ст. 787 ГК РФ, п. 21 ст. 2 УАТ). Если стороны еще не знают конкретной суммы, то можно зафиксировать способ ее определения.Стоимость можно определить по-разному, например в виде фиксированной суммы:· за конкретную перевозку;· каждый полный километр пути;· время, проведенное в дороге, и т. д.Также не запрещено установить и фиксированную сумму в месяц или неделю (абонентский договор).

Примеры формулировки условия договора фрахтования о размере платы1. «Размер платы за пользование Транспортным средством составляет __________ (___________) руб.».2. «Стоимость услуг по заявке определяется на основании действующих тарифов фрахтовщика и составляет __________ (___________) руб. в месяц».7. Порядок допуска пассажиров для посадкиПорядок допуска пассажиров для посадки нужно установить, если фрахтователь заключает договор для перевозки определенного круга лиц. При этом нужно учесть правила пункта 92 Правил перевозки пассажиров (подп. 7 п. 27 УАТ, п. 91 Правил перевозки пассажиров). Он предусматривает два возможных порядка:1) посадка происходит после того, как лицо предъявит фрахтовщику документ, который удостоверяет право на проезд в транспортном средстве: служебное удостоверение, экскурсионная путевка и т. д.;2) посадка происходит согласно списку пассажиров, который фрахтователь представляет фрахтовщику.Можно установить один из них или оба сразу. Так, Арбитражный суд Волго-Вятского округа особо подчеркнул: «Из указанной нормы не следует, что наличие списка пассажиров в любом случае является обязательным условием при перевозке пассажиров по заказу» (постановление от 17 октября 2016 г. № Ф01-4317/2016 по делу № А79-84/2016).

Пример формулировки условия договора фрахтования о порядке допуска пассажиров для посадки«Посадка пассажиров в транспортное средство осуществляется в строгом соответствии со списком определенного круга лиц, предоставленным Фрахтователем. Присутствие в транспортном средстве пассажиров, не указанных в списке, не допускается».Фрахтовщик будет обязан соблюдать порядок, который стороны закрепят в договоре фрахтования. В противном случае ему будет грозить ответственность по части 4 статьи 11.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, водителя могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а юридическое лицо – на 200 тыс. руб. (см., например, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 ноября 2015 г. № Ф01-4922/2015 по делу № А43-13938/2015, Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2016 г. № Ф05-10572/2016 по делу № А40-220635/2015-84-1811, Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2015 г. № Ф06-21966/2013, Ф06-24616/2015 по делу № А12-20786/2014).

-2
-3

1 репост