Найти тему
Кинчик под винчик

Два с половиной часа, которые изменят вашу жизнь

Тони Эрдманн – это не просто фильм, это излитая боль, вскрытая гнилая рана, которую нужно очистить и зашить. Если у вас тяжелый период в жизни или даже обычный застой, посмотрите его, что-то может проясниться. Да и в целом, такое кино смотреть нужно. Для себя. Для осознания момента.

Сандра Хюллер в фильме "Тони Эрдманн"
Сандра Хюллер в фильме "Тони Эрдманн"

Эта драма, конечно же со специфическим юмором, вышла на экраны в 2016 году. Марен Аде, режиссёр и сценарист «Тони Эрдманна», сняла свою картину не с холодным педантизмом, который свойственен немцам, а с теплотой и большой долей хаоса. Главный герой, Винфред, сразу выступаем перед зрителем как шут с больной головой. От его шуток нам не очень смешно, его несколько неопрятный вид нас смущает, а неловкость движений может вызвать раздражение. Но он живой, он словно олицетворяет саму жизнь.

Петер Симонишек в фильме "Тони Эрдманн"
Петер Симонишек в фильме "Тони Эрдманн"

Будучи любознательным, он решает наконец-то узнать свою уже взрослую дочь. Нет, он не бросал семью и её в ней, просто в какой-то момент ребёнок вырос и исчез. Когда Винфред хотел увидеть Инэс, так зовут дочь, она предстала перед ним как занятая эмансипированная женщина, максимально отстранённая не только от своей семьи, но и жизни в целом. Только вот её отстранение связано не столько с напряжённой работой, сколько с потерянностью в жизни. Она эту жизнь уже не видит, она и не человек. Инэс – винтик в большой бизнес-машине, бездушный клерк с большими амбициями и потенциалом.

Зарисовка из фильма: проблемы одиноких женщин
Зарисовка из фильма: проблемы одиноких женщин

Винфред, будучи себе на уме, решает вмешаться в жизнь своей дочери. Он понимает, что у неё своя жизнь и свои привычки, но это не останавливает его. Ворвавшись в её атмосферу в виде отца, он хочет открыть ей глаза, но свои не открывает. Его вообще не волнует реальный мир, он занят только собой и своим желанием понять и изменить хоть что-то, если это возможно. Инэс и Винфред в разных мирах, им друг друга не понять. Стена между ними не стеклянная, а каменная, они даже не видят друг друга.

Естественно, фильм не был бы комедией, если бы всё закончилось этим трагичным непониманием. Винфред – актёр, движение. С самого начала мы не видели в нём реального человека, единого и целостного персонажа. Он – картина из пазлов, которые ещё не все стоят на своих местах. Инэс же – цельный образ, однобокий и негибкий. Только начавшаяся игра между застывшей у обрыва Инэс и Винфредом, который появился в жизни дочери в новом амплуа не отца, но коуча Тони Эрдманна, начинает оживлять молодую женщину и раскрывать её образ. Что же внутри статуи с виду эмансипированной феминистки и карьеристки? Правильно, маленькая девочка. У неё свои странности, свой способ самовыражения и собственные устоявшиеся привычки, которые могут показаться со стороны очень плохими. Ей не интересны разговоры о гендерных стереотипах, ей не интересны взрослые отношения, она устала от постоянного напряжения и равнодушия мира. Мы видим её живой. И это оживление не очень-то и связано с появлением отца, пытающегося её растормошить и понять. Она всегда была такой, просто внутри, в своём мире.

Эта история не только о родительских отношениях и проблемах современного общества. Эта история о любви, о вечно волнующей нас любви к миру, к людям в нём, к своей семье, к себе. Когда отбрасывается вся шелуха, остаётся только наша способность или неспособность чувствовать, что есть что-то ещё кроме человеческого мнения. Мы всегда находим что-то объективное – особенные моменты любви или, если хотите, самой жизни, которые очень сложно сохранить, чтобы вернуться к ним в нужный момент.

Пишите в комментариях, как вам фильм, если смотрели. А если не смотрели, то напишите, какие важные вещи и проблемы волнуют вас в этой жизни. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и читайте ещё про «Апгрейд», такой же философский фильм, но более динамичный. Ну или про что-то более легкое, например, итальянскую комедию с Софи Лорен.