Антон Семенович Макаренко – одна из знаковых фигур как в истории России, так и в узкоспециализированной науке – педагогике. И это несмотря на то, что он никогда не мечтал быть воспитателем: его прельщала писательская деятельность. Но сложный 20-й век внес в его судьбу свои коррективы… Педагогическую деятельность Макаренко начал в 1917 году в должности заведующего начальным Железнодорожным училищем в родном Крюкове. Впоследствии опыт, полученный им именно это время, пригодился при работе в Трудовой колонии имени М.Горького, где из беспризорников пытались сделать полноценных членов советского общества, а Макаренко являлся своеобразным идеологом этого процесса. Он считал: «Не бывает дефективных детей, есть дефективное отношение к ним», поэтому, кто бы что ни говорил, Макаренко старался относиться к каждому из воспитанников как к самостоятельной личности. Недаром каждому из них он предоставлял свободу выбора – меняйся, живи честно, поступай по совести, либо будь готов к передаче в руки Н