Найти тему
ARTLIKBEZ

Грани соцреализма

Соцреализм возник не просто так, а по велению партии. Буквально.

В 32ом году на каком-то там съезде было принято решение распустить многочисленные литературные объединения и сделать единый Союз писателей. Чтоб не писали что попало🚫, а только то, что нужно для советской пропаганды. Пишешь непотребство — в Союз писателей не возьмём, печатать не будем, на что будешь жить — не понятно.

Тоже самое произошло и с художниками. В 20х годах художественных объединений была тьма, каждый живописел, что хотел и как хотел, а потом всех распустили и сделали Союз художников.

Брали туда не всех, а лишь избранных. Чем счастливее советские люди на твоих картинах, тем быстрее примут в Союз, дадут мастерскую, откроют выставку, будут давать оплачиваемые заказы.

И чтоб никаких кубизмов и абстракционизмов! В 30ые за выкрутасы могли и расстрелять.

Соцреализм бывает разным.

На одном конце он тошнотворно приторный (особенно при Сталине). Правильные люди, красные галстуки, белоснежные носочки, безалкогольные свадьбы и ̶т̶о̶т̶а̶л̶и̶т̶а̶р̶н̶о̶е̶ ой, простите, тотальное счастье.

«Киров принимает парад физкультурников», А.Самохвалов, 1935 г.
«Киров принимает парад физкультурников», А.Самохвалов, 1935 г.

Смотришь и не веришь ни на йоту. Не бывает так. А уж когда знаешь, что это годы репрессий…

«Незабываемая встреча», В.Ефанов, 1937 г.
«Незабываемая встреча», В.Ефанов, 1937 г.

Соцреализм бывает мещанский (или бытовой, в смысле про житьё-бытьё). «Опять двойка» — это оно. Порой носит порицательный характер.

«Опять двойка», Ф.Решетников, 1952 г.
«Опять двойка», Ф.Решетников, 1952 г.

Бывает бесконечно жизнерадостный. Так и хочется нырнуть в это счастье.

«Весна идет», Ю. Анохин, 1959 г.
«Весна идет», Ю. Анохин, 1959 г.

Бывает суровый и героический. Особенно на военные темы. Строители БАМа тоже герои, они счастливы и полны оптимизма.

 «В районе новостроек», А.Пушнин, 1960 г.
«В районе новостроек», А.Пушнин, 1960 г.

А на другом конце соцреализма появился суровый стиль. Вдруг исчезает счастье. Люди по-прежнему герои, они совершают невозможное, но с их лиц смахнули улыбку. Вдруг, за всю историю соцреализма, ты понимаешь, что за их плечами не просто работа, а каторга, что женщины в ватниках — это ужасно, а старые раны не заживут никогда. Уже не тотальное счастье, а тотальная усталость.

«Строители Братcка», В. Попков, 1961 г.
«Строители Братcка», В. Попков, 1961 г.

«Мать», Г.Коржев, 1967 г.
«Мать», Г.Коржев, 1967 г.

«Семья Болотовых», В.Попков, 1968 г.
«Семья Болотовых», В.Попков, 1968 г.
«На лесоповале», Г.Коржев, 2003(!) г.
«На лесоповале», Г.Коржев, 2003(!) г.
«Мать и отец. Ожидание. 1937 г.», И. Обросов, 1987 г.
«Мать и отец. Ожидание. 1937 г.», И. Обросов, 1987 г.

В примерах выше вы видите две противоположные грани соцреализма. Это то, из-за чего случился спор в прошлый раз. Противоположные смыслы одного направления.

PS. Пожалуйста, не ругайтесь в комментариях. Ведь пост был не про СССР! Он про направление в искусстве. Про его полюсы, про то, какое оно было разным в разное время. Я никого не осуждаю, не выставляю оценок, не обвиняю, не хвалю. Это просто история. Данность. Всё. Да, расстреливали. Да, пропаганда. Да, всегда было тяжело. Да, подняли экономику. Да, победили фашизм. Да, построили Магнитку, каскады ГЭС и запустили человека в космос. Но пост не об этом. Не про хорошо было или плохо. А про грани метода в искусстве. Лучше подпишитесь на меня и лайкните пост :)