Спецпроект «Частного корреспондента»: публикация дневников Максима Мартемьянова, затеявшего и осуществившего безумное путешествие по постсоветскому пространству. Минимум денег и максимум авантюризма. Путешествие начинается.
Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".
Потратив примерно час на составление маршрута, мы (я и двое моих приятелей ― Сергей и Егор) просто купили билеты до Екатеринбурга, поставив перед собой задачу преодолеть, не поднимаясь в воздух, большую часть постсоветского пространства. Вернее, с самого начала такой цели мы не ставили, но, обдумав наш путь, решили, что так оно и есть.
От столицы Урала мы должны будем свернуть на девяносто градусов на юг к Алма-Ате, оттуда ― в Бишкек. Затем по обстоятельствам мы либо двинемся на юг через горный Памир к Душанбе, либо повернём в сторону Иссык-Куля.
Затем проедем весь Узбекистан, а потом, если сумеем найти дорогу по бесплодной пустыне Великого плато, доберёмся до казахского порта Актау, пересечём Каспийское море и бросим якорь в Баку. На поезде проедем до Тбилиси, Гори, а затем в Батуми сядем на паром до Стамбула. В финале нас ожидает ещё один морской рейс до Севастополя. Сколько времени займёт весь путь ― неизвестно, а цель не определена. Просто будем ехать, пока не кончатся силы и средства.
Наш бюджет скромен, и мы надеемся существенно сэкономить на жилье, используя для этого милостивые предложения сайта — международного интернет-сообщества, члены которого готовы предложить свои жилища под бесплатное проживание в течение нескольких дней.
Мы толком не знаем, где есть железные или автомобильные дороги и в каком они состоянии. И, я думаю, это нам ещё аукнется. Но делать нечего — путешествие началось.
***
Наш плацкартный вагон обслуживала очаровательная проводница Александра Александровна. Весь первый день в пути мы обменивались ничего не значащими репликами, пока наконец на ночной остановке нас не объединило общее несчастье ― погода.
― Давно на железной дороге? ― начал я разговор ни с того ни с сего.
― У меня это первый рейс, ― улыбнулась девушка. ― Обещали, что дадут стажировку на короткий, но не дали ― сразу отправили из Владика в Москву.
― Значит, ты окончила железнодорожный?
― Нет. Я только на второй курс перешла в Институте нефти и газа.
Заметив моё замешательство, девушка тут же объяснила, как она, студентка нефтегазового института, оказалась на должности проводника нашего вагона.
― К нам весной пришёл какой-то человек из РЖД и предложил на каникулах подзаработать. Сказал, надо только трёхмесячные курсы пройти. Ну, я с подругой (она в соседнем вагоне едет) и решила попробовать.
Разумным было спросить у девушки, сколько же она заработает за рейс, если между должностью какой-нибудь секретарши и проводника она выбрала отнюдь не самое лёгкое. Но сколько дают за рейс, Саша так и не призналась. Сказала, что это «коммерческая тайна», но зато поделилась тем, как проводник может заработать по-левому.
― У нас некоторые возят зайцев. Но это надо уметь. Ко мне в Москве двое просились до Ростова доехать. Предлагали две с половиной тысячи. Но я не взяла — после Москвы ходит проверка. Одну девочку у нас за это уже оштрафовали. Не хочу рисковать.
Объявили посадку, и мы зашли в тамбур, где нас ждал толстый невысокий армянин с шикарной бородой, сильно смахивавший на цыганского барона со своими золотыми зубами и в бордовой рубашке. В руке у него был нож.
― Девушка-джан, ― сказал он отчего-то грустным голосом, ― вот твой нож, я у те брал.
Он положил нож на столик в купе проводника, а Александра сказала:
― Надоел он мне. Всю дорогу пристаёт: дай то, дай это. Даже разбудил не в мою смену.
― Понравилась, ― предположил я.
Проснувшись утром, я сразу понял, что мы уже на Урале. Зелёные холмы окружали дорогу со всех сторон. Поезд медленно взбирался на один из них и мчался с другого. По склонам были раскиданы серые деревушки домов в двадцать. И я любовался пейзажем пасмурного уральского утра, пока мы не прибыли в столицу этого холмистого края.
В Екатеринбурге нас встретила Ирина, откликнувшаяся на наш запрос на сайте. Она привезла нас в двухкомнатную квартиру, которую снимает у своего деда, который, будучи слеп и глух, всё ещё продолжает копить деньги. Вместе с Ирой арендную плату делят трое парней.
― Для Екатеринбурга это нормально, ― говорит Ира. ― Студентам приходится сильно экономить, чтобы сводить концы с концами. Когда вы будете уезжать, к нам ещё трое ребят подселятся.
Трое ребят, не дождавшись нашего отъезда, въехали уже на следующий день. Они перекочевали в Екатеринбург несколько лет назад из областных городов и с тех пор постоянно переезжают с места на место в поисках дешёвого жилья.
Квартира становится похожа на ночлежку, но Ира оставляет за нами комнату, отведённую ещё вчера.
Все жильцы работают и учатся одновременно ― кто где. Трое новоприбывших ― студенты Свердловского колледжа искусств и танцуют в проекте Doberman. Так они и зарабатывают ― выступают на разных фестивалях и в клубах.
― За одно выступление можно получить где-то одну тысячу, ― поделился со мной Вася, когда мы праздновали на кухне день рождения одного из жильцов. ― Заказов, правда, маловато. Приходится у родителей брать. Но танцы для меня сейчас всё. Если бы не они, я бы так и остался в Североуральске. А что там делать? Мобильники разве что «отрабатывать».
Таким образом, начав свой путь и поселившись в квартире у Иры, мы оказались жильцами своеобразного студенческого хостела, где еду покупают вскладчину, компьютер и интернет делят по расписанию, а горячую воду отключают на сутки или двое каждые две недели.
Автор: Максим Мартемьянов, "Частный корреспондент".