В первой части я рассказал о "прелестях" частной медицины. Данную статью посвящу медицине бюджетно-муниципальной, "государственной", "бесплатной" и т.п. т.е. обычным районным поликлиникам, городским и областным больницам, куда мы обращаемся с полисом ОМС и где медицинская помощь оказывается условно бесплатно.
Почему "условно бесплатно"? Я не намекаю на коррупцию и букетно-конфетные взаимоотношения. Я хочу сказать открыто: никакой "бесплатной" медицины нет. Это миф.
Любая услуга, а медицину тоже отнесли к услугам, кем - то оплачена.
Когда вы обращаетесь в поликлинику, то знайте: услуга оказываемая Вам не является бесплатной и за нее заплатило не "государство" за нее заплатили вы лично процентом своей заработной платы, а если вы не работаете, то значит ОМС оплачено из налогов других работающих ваших родителей или ваших детей. Значит и заявления сотрудников в стиле " что вы хотели бесплатно" или " не нравится - идите в частную" не уместны.
Каковы же плюсы бюджетной медицины. В системе отсутствует понятие прибыли и рентабельности. Доктор не думает о стоимости назначенных процедур и обследований (с некоторыми оговорками, конечно). Значит вам не назначат никаких "лишних" процедур и все что вам назначено имеет медицинские показания. Так? Оказывается не совсем так. Наше старательное государство и здесь внедряет "эффективный менеджмент" и экономию средств. Например, в поликлинике у доктора есть определенный лимит на обследования. 3 УЗИ в неделю (для примера) и если пришел 4-й пациент, которому нужно УЗИ, то ты не можешь его назначить. Хорошо, если пациент не срочный и может подождать следующей недели или месяца, а если вопрос срочный?
Еще одна неприятная вещь - наличие "плана". Нет, это не финансовый план, а план муниципального заказа. К примеру, в феврале по плану в отделении должно быть пролечено 200 человек. А их пролечено 150 и осталась неделя. В эту неделю будут госпитализированы все, кого доктор на приеме сможет госпитализировать, а в последний день февраля будет выписано ровно столько пациентов, сколько не хватает до 200 пролеченных (пролеченные считаются по выписным). Если плана не хватает то будут выписаны и те пациенты, которых в обычных условиях выписывать рановато, а если план выполнен то в последние 2 дня дается команда заведующего прекратить выписку и пациенты уже здоровые, продолжают лежать в отделении. Делают это врачи не от того что они злые или бесчеловечные, а от того, что в противном случае их лишат "стимулирующей выплаты", Т.Е премии, составляющей, подчас, до половины заработной платы. Ведь стимулирующие выплаты отделение получит только при выполнении плана.
Другой минус бюджетной медицины - незаинтересованность в пациенте. Пациенту, по-сути, некуда деваться. Говорить о конкуренции частных и муниципальных учреждений не приходится, пациенты не располагающие достаточным доходом, просто не могут обратиться в частную клинику, потому вынуждены идти в свою поликлинику. Была попытка создать подобие конкуренции между поликлиниками. Пациент сегодня может выбирать поликлинику, к которой он прикреплен. Однако назвать такую систему идеальной язык не повернется. В больших городах пациенту поехать в другой район и обратиться в другую поликлинику сложно, но возможно. В маленьких городках и поселках поликлиника может быть одна и для обращения в другую нужно ехать в другой город. Практически нереальное занятие. Кроме того, вызвать на дом врача, если вы прикрепились в другом месте, тоже проблематично и, скорее всего, не получится.
Получается что пациент не имеет выбора и идет в то учреждение которое есть. Неважно хорошо там лечат или нет, хамят или разговаривают по-человечески. В такой ситуации никого не заботит "удобность" поликлиники для пациента. Ни руководитель учреждения ни непосредственно доктор не заинтересованы в том, чтоб вы ушли в хорошем настроении.
Есть ли плюсы у муниципального учреждения? Конечно есть.
Первое и основное: общедоступность. любой человек, независимо от уровня дохода, может получить медицинскую помощь.
Второй существенный плюс: более строгий контроль и более жесткое соблюдение стандартов. В муниципальной больнице доктор не будет стараться "удержать пациента" и при наличии показаний - переправит его в учреждение более оснащенное (например из ЦРБ в областную больницу или в научно - практический центр). Также, могу отметить по-опыту, что частные клиники обычно замкнуты внутри себя и стараются "не выносить сор из избы". Т.е случаи врачебных ошибок (а от них никто не застрахован), остаются внутри. Взаимодействия с крупными учреждениями нет. Отделение областной или крупной городской больницы находится на передовой борьбы с тяжелыми формами заболеваний, требующими реанимационных мероприятий, хирургического вмешательства и т.п. Поэтому, всегда полезен обмен опытом с поликлиническим звеном. Частным клиникам тоже был бы полезен опыт такого взаимодействия, но его практически нет. Любая поликлиника всегда находится во взаимодействии с вышестоящей организацией (городской или областной больницей) и получает всю информацию достаточно оперативно. Вопросы направления пациентов из поликлиники в вышестоящее заведение отработаны до автоматизма, направление же из частных центров страдает.
В общем резюмируя, я сторонник массового развития муниципальных учреждений, несмотря на все их недостатки. Доход врача не должен быть привязан к количеству проданных им услуг клиники. Работа медицинских учреждений не должна исходить из понятий рентабельности и окупаемости. Любой человек должен иметь возможность получить максимально качественную медпомощь тогда когда ему это необходимо.
Напоминаю что блог носит информационный характер и является личным мнением автора, не рекомендовано заниматься самолечением или изменением схем терапии, назначенных вам другими специалистами или отменять их назначения. Любая информация требует обсуждения с вашим лечащим врачом перед применением.
Если вы находите эту статью интересной ставьте лайк. таким образом система автоматически увеличит количество показов данной статьи и большее количество людей увидит эту публикацию.
Ваш ЧД