«Над Толстым горит теперь такой венец, какого при жизни не имел решительно ни один человек — «с основания земли» и с начала человеческой истории», - писал современник писателя Петр Перцов, не особенно любивший Толстого. А потому сомнительно, что он в своих словах мог прибегнуть к гиперболе. Толстому даже пророчили стать новым Буддой, живи он в Индии, настолько его представление о жизни вторило Востоку. Так, например, толстовство повлияло на Махатму Ганди.
Толстовство - это вообще о чем?
Человеку просто необходим смысл жизни, который находится как бы вне его самого. Без этого осознания человека ждут ужасы, боль и страдание.
Это исходный пункт в толстовстве – религиозно-этическом общественном учения Льва Толстого. Если вы читали «Исповедь», «Крейцерову сонату», если вы помните, как Толстой описывал фальшь семейной и светской жизни в «Анне Карениной» и «Войне и мире», то наверняка вам знакома эта мысль. Из убеждения в необходимости смысла жизни вытекают следующее:
- Мир избыточен. Человечество развивается по пути производства все большего объема лишних вещей (это и усадьбы, и индустрия одежды, и современная культура и искусство). Церковь так же обставляет веру множеством ненужных формальностей. Все это отдаляет человека от естественного его состояния.
- Христианство – это нравственная проповедь, которая с течением истории обросла мифическими, мистическими подробностями. Так Бог превращается просто в «хорошего человека», а Царство Божие помещается внутри каждого (сам себе церковь).
В повседневной жизни эти убеждения проявлялись следующим образом: непротивление злу насилием, отказ от имущества, вегетарианство и трезвый образ жизни, земледельческий труд и опрощение. Последнее слово и обозначало стремление человека к его естественному состоянию, отказ от всего лишнего и ненужного.
"Кающиеся аристократы" и радикалы
Мысли Толстого не были гениальным озарением, им вторили представления о жизни и других дворян, например, Владимира Черткова. Появился целый тип аристократов, «кающиеся дворяне», которые в определенный момент своей жизни осознавали ее бессмысленность, каялись в распутстве и других пороках и становились на христианский путь.
Созвучно толстовство было и народным религиозным представлениям. А потому оно стало очень популярным и среди последователей обрастало своими подробностями, порой мистическими, прямо как христианство. Одни отказывались заниматься земледелием, считая это насилием над матерью-землей, другие умудрялись пацифистское учение превращать в основание для насилия – уничтожать сельскохозяйственную технику и поджигать школы.
И все же Толстой не хотел оформлять свои убеждения в формализованное учение. В объединении толстовцев он видел отделение их от миллионов других людей.
«Вот отлично!.. Явимся на этот съезд и учредим что-нибудь вроде Армии спасения. Форму заведем — шапки с кокардой. Меня авось в генералы произведут. [Дочь] Маша портки синие мне сошьет…», -
саркастично комментирует писатель предложение о съезде толстовцев.
Толстой и толстовство
Сам писатель не был в полном смысле толстовцем, он и не называл себя так. До конца жизни он внутренее боролся с собой: уезжать из Ясной Поляны или нет? По собственному учению, он должен был уехать, но для Толстого это выглядело бегством от собственного креста. Потому он оставался, разрешая крестьянам разворовывать имущество, и имея постоянные конфликты с женой. Для его противников это становилось отличной темой для насмешек.
Был и еще один странный инцидент. Однажды Антон Рубинштейн, пианист, пригласил Толстого на свой концерт. Толстой уже было оделся, польщенный приятным приглашением, и внезапно задумался, а не противоречит ли его поведение собственной же проповеди.
Николай Кашкин вспоминает, писатель довел себя до такого состояния, что с ним случился настоящий истерический припадок, и вместо концерта пришлось посылать за доктором.
Это, скорее, свидетельствует о неразрешимом противоречии Толстого: он сам принадлежал рационалистической и антропоцентричной культуре. Но в его учении европейская культура встречалась с восточной. Получалось нечто странное и непонятное для его современников, воспитанных в той же культуре и не разделявших его мысли. Сюда же относятся и конфликты Толстого с церковью, обвинявшей его в неверном понимании христианства.
«Жил-был великий писатель
Лев Николаич Толстой,
Не ел он ни рыбы, ни мяса,
Ходил по аллеям босой»
(песня Сергея Кристи)