Найти в Дзене

МАШИНА ВРЕМЕНИ: ЧТО ЛЕНД-ЛИЗОВСКИЙ САМОЛЁТ РАССКАЗАЛ ИСТОРИКАМ

то предоставлено участниками экспедиции
то предоставлено участниками экспедиции

В номинации "Лучшая экспедиция по России" награду присудили проекту "Борт Тюрикова. Возвращение". Это уникальная экспедиция, участники которой вывезли из тундры самолет "Дуглас С-47". Почему специалисты придают такое значение спасению этого самолёта? Чем он знаменит? И какая судьба ждёт "Дуглас-С47" после реставрации? Рассказываем в нашем материале.

"Дуглас-С47" снова поднимается в небо

Фото сделано пресс-службой РГО
Фото сделано пресс-службой РГО

Кадры вручения награды РГО в номинации "Лучшая экспедиция по России" облетели все каналы. Руководитель Сибирского экспедиционного центра Русского географического общества Игорь Спириденко признаётся: такого внимания на самом высоком уровне он не ждал.

Игорь Спириденко: "Когда мы проявили интерес к этому проекту, мы ещё не знали, что это борт Тюрикова, мы ещё не совсем знали его историю. Ну, мы, наверное, проявили интерес, как … предсказуемо. Потому что мы проявляем интерес ко всему, что необычное, что сложное. Что может как-то испытать нас на прочность".

Товарищ Спириденко – Вячеслав Филиппов. Он - подполковник запаса, сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ, несколько лет воссоздавал историю легендарной Красноярской воздушной трассы и трассы Аляска – Сибирь, по которой во время Второй мировой войны ленд-лизовские самолёты перегонялись из США в СССР. Однажды директор музея авиакомпании "КрасЭйр" показала ему фотографии, которые ей принёс неизвестный геолог. На фото в центре тундры был запечатлён целый американский "Дуглас".  На его киле даже виднелся заводской номер 232892 и полустертый бортовой номер на фюзеляже – Н-328. Филиппов выяснил, что этот "Дуглас" пришёл из Америки в Красноярск 12 марта 1943 года, через пару недель после схода с конвейера. На фронт не попал, поскольку его передали в Главное управление Северного морского пути. Экипаж самолёта занимался ледовой разведкой и сопровождением арктических караванов и конвоев в Карском море. После войны самолёт поступил в распоряжение гражданской авиации, выполнял обычные пассажирские рейсы из Красноярска в Игарку и обратно.

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Однако единомышленников, которые бы поняли, что этот самолёт – живая история, Филиппов нашёл только в Сибирском экспедиционном центре Русского географического общества, который возглавляет Игорь Спириденко. Большое внимание уделили работе с архивами и подбору команды для экспедиции: это не увеселительная прогулка, а серьёзный труд. Отдельная серьёзная задача – транспортировка. Поскольку это территория федерального заповедника, необходимы были разного рода согласования. Долго выбирали лучшее время для работы. В тундре можно работать не больше месяца в году, иначе создаётся серьёзный риск для её экологии.

Игорь Спириденко: "Долго спорили, каким нам путём пойти. Чертили, выверяли там. Общались с местными жителями. Общались с опытными экспедиционщиками. Ну и пришли всё-таки к мнению, что тем путём, которым мы сделали эту работу, это был самый верный путь".

В транспортировке участвовало 15 человек. Они демонтировали, укрывали, помогали перемещать. В результате слаженной работы перевозку самолёта завершили раньше запланированного срока.

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Участники экспедиции поразились сохранности самолёта. Через 70 лет после посадки его ещё можно починить и поднять в небо. По мнению экспертов, причина этого в местном климате. Всё это время "Дуглас" стоял на колёсах. От разрушительного зимнего ветра защищала пелена снега, который весной очень быстро таял.

Уцелело и оснащение "Дугласа". Правда, не внутри самолета, а вокруг: люди тундры разграбили самолёт по полной программе. Выдрали сиденья, приборы, части механизмов, рацию, печки… И побросали. Тут же. Для запчастей потребовался грузовик.

Полностью материал читайте здесь.