Предварительные итоги
В начале мероприятия президент сообщил, что за десять месяцев текущего года ВВП вырос на 1,7 процента. При этом обрабатывающие отрасли производства растут чуть быстрее — 3,2 процента, По словам президента, растет грузооборот и объемы розничной торговли — плюс 2,6 процента. Повышение потребительского спроса, конечно, заметно. Это положительный фактор. После длительного перерыва зафиксирован и незначительный, но все-таки положительный тренд роста реальных располагаемых доходов населения.
По последним данным, он составит 0,5 процента. Он надеется, что эта тенденция сохранится, поскольку растет реальный уровень заработной платы. За первые десять месяцев текущего года это 7,4 процента, а по итогам года ожидается где-то 6,9, около семи.
– Сохраняется приемлемая инфляция, правда за последнюю неделю она чуть-чутьподросла — на 0,5 процента, Сокращается безработица, что отрадно. Если в прошлом году она побила исторический минимум — была 5,2 процента, в этом году она будет еще ниже — 4,8 процента, — сообщил Владимир Путин.
Растет профицит торгового баланса: в 2017 году, если вы помните, он составил где-тооколо 115 миллиардов долларов, а за три квартала текущего года — уже 157. По итогам года ожидается 190 миллиардов долларов. Укрепляются наши финансы. Растут золотовалютные резервы — на семь с лишним процентов. В начале года они были 432 миллиарда, сейчас практически 464.
Профицит впервые мы имеем с 2011 года. Выйдем на профицитный федеральный бюджет в районе где-то 2,1 процента ВВП. Растет Фонд национального благосостояния — примерно на 22 процента. У нас средний годовой размер страховой пенсии по старости в 2017 году составил 13 677 рублей. По концу этого года будет 14 163. И продолжительность чуть-чуть увеличилась: в 2017 году она составляла 72,7 года, в 2018-м будет 72,9 года. Это в общих чертах, что хотел сказать в начале,- закончил вступление Владимир Путин.
О новых национальных проектах
Нам нужен прорыв. Нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего. Вот это принципиальный вопрос, мы должны это понимать. А как это сделать? Нужно концентрировать имеющиеся ресурсы, найти их и сконцентрировать на важнейших направлениях развития. Мы занимались и формулированием задач, и поиском этих ресурсов в течение всего 2017 года, и Правительство, и Администрация напряженно над этим работали.
Поэтому, кстати, когда говорят: а вот там мало изменений в Правительстве, — это те люди в основном, основной, финансово-экономический блок, который работал над программой развития страны до 2024 года. Поэтому им и отвечать за то, что они напланировали. Но без этого невозможно. 20,8 триллиона рублей — это только по нацпроектам запланировано, еще 6,5 триллиона — отдельный план по развитию инфраструктуры. Естественно, их нужно сконцентрировать в каких-то прорывных документах.
И можно как угодно назвать эти планы развития, их назвали «национальные проекты». Первое — это здравоохранение, образование, наука, человеческий капитал, без чего никакой прорыв вообще невозможен. И второе — это чисто производство, экономика. Все связано с экономикой: и первая часть, а вторая напрямую — это цифровая экономика, развитие робототехники и так далее, и так далее, и так далее.
О возможности прорыва при низких темпах роста экономики
Смотрите, с 2008-го по 2018 год рост экономики составил примерно 7,4 процента. Посчитать — да, получится процент с небольшим. Но давайте не будем забывать, как развивалась экономика. Были и более высокие темпы роста, были спады, связанные с мировым кризисом. В 2009 году после кризисных явлений в мировой экономике, не в нашей, мы не были причиной мирового финансового экономического кризиса 2008–2009 годов, он пришел к нам извне, спад составил, по-моему, 7,8 процента. Потом потихоньку мы из этого вылезали в течение многих лет.
Потом в 2014–2015 годах еще один кризис — обрушение цен на нефть, на основные виды наших экспортных товаров. Поэтому просто так, механически, считать нельзя. Но, разумеется, ВВП страны, темп роста ВВП — один из главных показателей. Но нам с вами не обеспечить темпы роста ВВП, необходимые для этого прорыва, если не изменить структуру экономики. Именно на это и нацелены национальные проекты, и будут вкладываться такие огромные средства, о которых я уже сказал, для того чтобы изменить структуру, придать ей инновационный характер.
Об отношении к Правительству
Вопрос: Вы довольны в целом командой Медведева?
Ответ: В целом да.
Нужен ли рост налогов при профицитном бюджете?
Профицитный бюджет — это хороший показатель работы экономического блока Правительства. Но мы не должны забывать, что мы как нефтедобывающая страна и страна, которая имеет основные доходы от продажи нефти и газа, имеет еще и так называемый не нефтегазовый дефицит. И у нас не нефтегазовый дефицит вырос до двузначной величины, по-моему, почти 13 процентов. И это очень серьезно для нашей экономики.
Сейчас мы его сократили до 6,6 процента, а в следующем году он должен быть уже шесть процентов и так держаться в течение нескольких лет. Это очень важный показатель устойчивости экономики Российской Федерации. Так вот, повышение НДС в том числе связано с необходимостью удержать этот показатель не нефтегазового дефицита.
Так называемая эффективная ставка НДС на самом деле в целом в экономике будет меньше, чем 20 процентов, потому что мы сохранили практически все льготы: льготы по производству лекарств, льготы по производству детских товаров и так далее, и дляIT-компаний — много всяких льгот сохранено. Поэтому эффективная ставка будет меньше. Но и Центральный банк принимает определенные действия и решения для того, чтобы предотвратить этот рост и инфляцию. Вот совсем недавно, например, приняли решение о поднятии ставок на 0,25 процента.
Здесь есть и плюсы, и минусы, но делается это, в том числе для того, чтобы избежать роста инфляции и цен. Поэтому в целом я считаю, что решение правильное, сбалансированное, это, конечно, дает плюс дополнительные доходы бюджета и возможности реализовать наши планы развития в рамках национальных проектов.
Будет ли война?
Я сейчас подумал, как-то это все — опасность подобного развития событий в мире —как-то затушевывается, уходит. Это кажется невозможным, или чем-то уже не таким важным.
А между тем, если, не дай бог, что-то подобное возникнет, это может привести к гибели всей цивилизации, может быть, и планеты. По сути, мы наблюдем сейчас развал международной системы сдерживания вооружений, гонки вооружений. После выхода Соединенных Штатов из Договора по противоракетной обороне, который, я уже тысячу раз об это сказал, тем не менее, являлся краеугольным камнем в сфере нераспространения ядерного оружия и сдерживания гонки вооружения. После этого мы вынуждены ответить созданием новых систем оружия по преодолению этих систем ПРО. Теперь мы слышим, что Россия получила преимущество. Да, это правда. Таких систем оружия пока в мире нет. Они будут у ведущих держав, но пока нет.
Сейчас делают еще один шаг — выходят из Договора по ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Что будет с этим? Очень трудно себе представить, как будет развиваться ситуация дальше. А если эти ракеты появятся в Европе, что нам делать? Конечно, надо будет обеспечить свою безопасность какими-то шагами. Пусть потом не пищат по поводу того, что мы добиваемся каких-то преимуществ. Мы не преимуществ добиваемся, а баланс сохраняем и обеспечиваем свою безопасность.
Существует тенденция понижения порога применения. Применение баллистических ракет в неядерном исполнении. Правда, американские партнеры вроде бы от этого отказались, но сама идея существует. А что это значит? Баллистическая ракета стартовала — в ядерном, неядерном исполнении. Система СПРН (система предупреждения о ракетном нападении) фиксирует старт, место старта и через несколько секунд определяет траекторию полета и возможную территорию падения головных частей. Это все на грани возможной ошибки, это ужасно, до этого нельзя доводить.
Тем не менее, такая идея использования баллистических ракет в неядерном исполнении существует. Ну, из Мирового океана стрельнула подводная лодка баллистической ракетой, да хрен ее знает, она в ядерном или неядерном, пойди там разберись. Это же очень опасная вещь. И все это муссируется, обсуждается, и это опасно. Но я исхожу из того, что у человечества хватит здравого смысла и чувства самосохранения, для того чтобы не доводить до крайности.
О провокации в Керченском проливе
Мне кажется, что провокации вообще всегда плохи. Провокация рассчитана на обострение ситуации. Зачем нужно нашим украинским партнерам такое развитие событий? Понятно, там выборы, и нужно обострять для того, чтобы поднять рейтинг одного из претендентов на пост Президента, я имею в виду действующего Президента, действующей власти. Ну, это плохо, это в конечном итоге во вред интересам своего народа и своего государства. Хотя можно без всяких провокаций двигаться спокойно, как и было до сих пор.
О реставрации социализма в России
Думаю, что это невозможно. Мне представляется, что глубинные изменения общества таковы, что реставрация социализма в том смысле, какой Вы, по-моему, в это вкладываете, невозможна. Возможны элементы социализации, экономики, социальной сферы, но это всегда связано с расходами больше доходов, и, в конечном итоге, с тупиком в экономике. Но, справедливое распределение ресурсов, справедливое отношение к людям, которые живут за чертой бедности, выстраивание политики государства на то, чтобы снизить до минимума количество людей, которые живут за этой чертой бедности, обеспечить подавляющее большинство людей услугами здравоохранения, образования на приемлемых условиях — это, если говорить про социализацию в этом смысле, то хочу вас заверить, что мы как раз такую политику и проводим сейчас.
Что делать с мусором?
Нам нужно решить несколько ключевых и первоочередных задач. Нужно ликвидировать незаконные свалки. Это первое, что нужно сделать. И второе, что нужно сделать, — это выстроить целую индустрию переработки.
Об отношениях с Китаем
Мы работаем и в двустороннем формате, и очень надежно, мы решили все проблемы, которые доставались нам еще со времен Советского Союза, и двигаемся дальше. Мы работаем не только в сфере экономики, но и в сфере безопасности, мы сотрудничаем очень активно на международной арене, и российско-китайскоевзаимодействие на международной арене, безусловно, является фактором, оздоровляющим международную обстановку, фактором стабильности и прогнозируемости развития ситуации на мировой арене.
О расколе украинской церкви
То, что происходит, уму непостижимо. Это прямое вмешательства государства в религиозную жизнь. Такого не было никогда со времен Советского Союза. К сожалению, на Украине создали объединенную раскольническую церковь Стамбульского прихода… Не нравится Московского — будьте Стамбульского.
О стремлении России управлять миром
Это штамп, который навязывается общественному мнению западных стран для решения внутрблоковых и внутриполитических вопросов», — сказал он на ежегодной большой пресс-конференции. Путин пояснил, что, к примеру, страны НАТО нуждаются во внешней угрозе, чтобы сплачивать вокруг себя союзников. «Надо против кого-тосплачиваться и вот против России — это хорошо», — сказал он, напомнив, что РФ является крупнейшей ядерной державой.
О качестве наших лекарств
Российские аналоги не хуже. Нужно, чтобы врачи меньше сотрудничали с производителями, а больше думали о пациентах. Это не значит, что мы должны полностью избавляться от импортного.
Мы производим 80% жизненно необходимых лекарств, причем все больше и больше первоначальные субстанци изготавливаются в России.
О пенсионной реформе
Пришлось бы сделать это резко, без переходных периодов. Без льгот. Я понимал, какая будет реакция, что будет критика и справа и слева. Но это было неизбежно. Если бы я не был убежден в том, что это неизбежно — никогда бы таких изменений не позволил.
О росте цен на топливо
Правительство не допустит скачков роста цен на нефтепродукты в следующем году.
По поводу сельского хозяйства.
Сельское хозяйство у нас давно национальный проект. У нас поддержки измеряются сотнями миллиардов рублей, и эта поддержка будет продолжена, причем как по крупным хозяйствам, так и по фермерским, по всем сегментам сельского хозяйства.
Что касается снижения темпов роста. Да, они есть. Беспокоит нас это или нет? Нет, не беспокоит. И у нас никакие не тепличные условия, наши сельхозпроизводители работают в сложных условиях.
Есть направления, по которым мы должны действовать и работать дальше в области сельского хозяйства.
Нужно повышать конкурентоспособность, нужно расширять инфраструктуру, в том числе для наращивания экспорта. У нас, кстати говоря, в прошлом году был экспорт 20 миллиардов, в этом году будет 25 миллиардов. Вообще цифры, которые в голову раньше не могли прийти. 16 миллиардов у нас — экспорт оружия, 25 миллиардов — будет экспорт сельскохозяйственных продуктов.
Мы будем поддерживать развитие инфраструктуры в области сельского хозяйства и экспорта. На это специально отводим на ближайшие годы около 400 миллиардов рублей. Это развитие портов, дорог и так далее, поддержка экспорта финансовая. Нужно повысить свою конкурентоспособность таким образом. Ну, конечно, кадры развивать, селекцию и так далее, и так далее.
О чудовищном разрыве зарплат и шокирующих высказываниях чиновников
Что касается пропасти между доходами — к сожалению, это есть. Но это мировая тенденция. Мы должны кардинально сократить число людей, живущих за чертой бедности.
Извечный русский тезис — царь хороший, а чиновники — воры и разбойники. Дело не в том, что цифры не бьются — а в том, что народу их не разъясняют. Я не говорил, что цифры хорошие — я говорил, что цифры понемногу выправляются.
А по поводу чиновников вообще — есть люди, которые не отдают себе отчета, что они говорят, они оказались не на своем месте, просто неаккуратно высказываются. Вчера был человек кем-то, а сегодня стал чиновником и возьми и ляпни что-то. Но среди чиновников тоже много хороших, порядочных людей.
Об отказе от доллара
Дедолларизация связана исключительно с расчетами между хозяйствующими субъектами и никак не касается граждан. Запрета доллара нет, и не будет. Запрет рекламы обменных курсов связан только с борьбой с нелегальными конторами по обмену денег.
Источник: ИА "ВК ПРЕСС"