Упоминание о гиперактивности у детей различного возраста встречается все чаще и становится распространенной проблемой. Статистические данные утверждают, что в России у каждого третьего ребенка проявляется симптоматика гиперактивности, а диагноз поставлен 4-18% детей. Особенно подвержены расстройству мальчики.
Впервые данное психомоторное нарушение было описано еще в середине XIX века и до сих пор вызывает множество споров среди исследователей и экспертов. Попробуем разобраться в том, что называется синдромом гиперактивности, каковы его отличительные особенности, какие существуют методики корректирования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Полное название диагноза звучит как синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и представляет собой набор психологических, неврологических и поведенческих расстройств, влекущих проблемы в обучении и социализации ребенка. Гиперактивный ребенок проявляет неусидчивость, спонтанность движений, невозможность сконцентрироваться, имеет сложности при выполнении домашних заданий, отличается нервозностью и рядом других признаков, о которых поговорим ниже.
Точных причин возникновения синдрома ученые назвать не могут. Существует взаимосвязь с определенными факторами, влияющими на внутриутробное развитие ребенка и его социальное окружение в первые месяцы и годы жизни:
- генетическая предрасположенность к развитию синдрома;
- тяжелое течение беременности, плохое питание, курение будущей матери;
- родовые травмы, затяжные или стремительные роды;
- несбалансированное питание, пищевые аллергии;
- стрессовая, негативная обстановка в семье.
У ребенка гиперактивность может выражаться без дефицита внимания. Это довольно редкая патология, возникающая в результате нарушений центральной нервной системы. Дефицит внимания без гиперактивности встречается чаще, преимущественно у девочек, и характеризуется бурной фантазией и «витанием в облаках». Как правило, в диагностике превалирует сочетание обоих синдромов. Если разговор ведется о гиперактивности, подразумевается именно СДВГ.
ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Картина проявления СДВГ в каждом конкретном случае индивидуальна. Первые признаки гиперактивный ребенок может проявлять еще в раннем возрасте. Отсутствие четкого режима сна и бодрствования, истеричный плач и острая реакция на яркий свет или сильный звук, проблематичное засыпание и короткий сон, частое чувство голода, длительный период коликов, общее отставание в развитии на 1-1,5 месяца от сверстников – лишь некоторые симптомы гиперактивности ребенка.
После года, ближе к 2-3 годам в поведении гиперактивного ребенка появляются отчетливые признаки расстройства:
- задержка речевого развития;
- задержка моторного развития, в частности мелкой моторики;
- хаотичный характер движений;
- нервозность, страхи, частое недержание мочи;
- слишком короткий, беспокойный сон и длительный период бодрствования;
- жалобы на головные и желудочные боли, беспричинная рвота.
В дошкольных учреждениях такие дети отличаются неспособностью играть в тихие, спокойные игры, не слушают обращенную к ним речь, не реагируют или плохо реагируют на слова воспитателей, проявляют нетерпение, иногда встречаются вспышки необоснованной агрессии или наоборот излишняя плаксивость, капризы.
Проблема заключается в том, что для многих родителей описанное поведение ребенка является скорее показателем незрелости, чем признаком расстройства, и момент, когда следует внести коррективы, бывает упущен. У детей школьного возраста, при отсутствии должного внимания со стороны специалистов, гиперактивность значительно усугубляет образовательные и социальные навыки. Несмотря на достаточно хороший уровень интеллектуальных способностей, дети не дотягивают до средних показателей успеваемости. Это проявляется в:
- неспособности сосредоточиться на выполнении заданий;
- поведении, неуместном в учебной обстановке (шум, смех, баловство);
- неаккуратности, большом количестве помарок;
- провоцировании конфликтных ситуаций с преподавателем и учениками;
- заниженной самооценке, самобичевании.
В подростковом возрасте синдром гиперактивности может привести к трудностям в общении со сверстниками, замыканию в себе, значительным проблемам в успеваемости и даже отчислению из школы. Нередко возникают депрессии и суицидальные наклонности.
Как помочь ребенку в статье на сайте Women Planet
Понравилась статья? Лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе интересного.