Найти в Дзене
Women Planet

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК: признаки и симптомы

Оглавление

Упоминание о гиперактивности у детей различного возраста встречается все чаще и становится распространенной проблемой. Статистические данные утверждают, что в России у каждого третьего ребенка проявляется симптоматика гиперактивности, а диагноз поставлен 4-18% детей. Особенно подвержены расстройству мальчики.

Впервые данное психомоторное нарушение было описано еще в середине XIX века и до сих пор вызывает множество споров среди исследователей и экспертов. Попробуем разобраться в том, что называется синдромом гиперактивности, каковы его отличительные особенности, какие существуют методики корректирования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Полное название диагноза звучит как синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и представляет собой набор психологических, неврологических и поведенческих расстройств, влекущих проблемы в обучении и социализации ребенка. Гиперактивный ребенок проявляет неусидчивость, спонтанность движений, невозможность сконцентрироваться, имеет сложности при выполнении домашних заданий, отличается нервозностью и рядом других признаков, о которых поговорим ниже.

Точных причин возникновения синдрома ученые назвать не могут. Существует взаимосвязь с определенными факторами, влияющими на внутриутробное развитие ребенка и его социальное окружение в первые месяцы и годы жизни:

  • генетическая предрасположенность к развитию синдрома;
  • тяжелое течение беременности, плохое питание, курение будущей матери;
  • родовые травмы, затяжные или стремительные роды;
  •  несбалансированное питание, пищевые аллергии;
  • стрессовая, негативная обстановка в семье.

У ребенка гиперактивность может выражаться без дефицита внимания. Это довольно редкая патология, возникающая в результате нарушений центральной нервной системы. Дефицит внимания без гиперактивности встречается чаще, преимущественно у девочек, и характеризуется бурной фантазией и «витанием в облаках». Как правило, в диагностике превалирует сочетание обоих синдромов. Если разговор ведется о гиперактивности, подразумевается именно СДВГ.

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Картина проявления СДВГ в каждом конкретном случае индивидуальна. Первые признаки гиперактивный ребенок может проявлять еще в раннем возрасте. Отсутствие четкого режима сна и бодрствования, истеричный плач и острая реакция на яркий свет или сильный звук, проблематичное засыпание и короткий сон, частое чувство голода, длительный период коликов, общее отставание в развитии на 1-1,5 месяца от сверстников – лишь некоторые симптомы гиперактивности ребенка.

После года, ближе к 2-3 годам в поведении гиперактивного ребенка появляются отчетливые признаки расстройства:

  • задержка речевого развития;
  • задержка моторного развития, в частности мелкой моторики;
  • хаотичный характер движений;
  • нервозность, страхи, частое недержание мочи;
  • слишком короткий, беспокойный сон и длительный период бодрствования;
  • жалобы на головные и желудочные боли, беспричинная рвота.

В дошкольных учреждениях такие дети отличаются неспособностью играть в тихие, спокойные игры, не слушают обращенную к ним речь, не реагируют или плохо реагируют на слова воспитателей, проявляют нетерпение, иногда встречаются вспышки необоснованной агрессии или наоборот излишняя плаксивость, капризы.

Проблема заключается в том, что для многих родителей описанное поведение ребенка является скорее показателем незрелости, чем признаком расстройства, и момент, когда следует внести коррективы, бывает упущен. У детей школьного возраста, при отсутствии должного внимания со стороны специалистов, гиперактивность значительно усугубляет образовательные и социальные навыки. Несмотря на достаточно хороший уровень интеллектуальных способностей, дети не дотягивают до средних показателей успеваемости. Это проявляется в:

  • неспособности сосредоточиться на выполнении заданий;
  • поведении, неуместном в учебной обстановке (шум, смех, баловство);
  • неаккуратности, большом количестве помарок;
  • провоцировании конфликтных ситуаций с преподавателем и учениками;
  • заниженной самооценке, самобичевании.

В подростковом возрасте синдром гиперактивности может привести к трудностям в общении со сверстниками, замыканию в себе, значительным проблемам в успеваемости и даже отчислению из школы. Нередко возникают депрессии и суицидальные наклонности.

Как помочь ребенку в статье на сайте Women Planet

Понравилась статья? Лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе интересного.