Этот фильм произвел фурор в мире кинематографа. Все эти истории о 100 зрителях, которые вышли из зала в Каннах и людей, которые убегали с сеансов еще больше привлекали мое внимание к этой картине. И я на нее сходила.
«2,5 часа тягомотины и неоправданной жестокости» ⠀ «Категорически не рекомендую фильм даже любителям острых ощущений»
«Через час этого «шедевра артхауса» я выбежала в слезах, с трясущимися руками из кинозала»
«Ни за что! Никогда! Не смотрите фильм Ларса Фон Триера «Дом, который построил Джек!» Это самый уродливый фильм, который я когда либо видела! Вот именно уродливый, прям такое всеобъемлющее отвратительное чувство было после просмотра, просто жесть!»
Антон Долин в разборе для портала Meduza объяснил зрителям, что не зная творчества Ларса фон Триера не нужно идти на его фильмы.
«Джек — автопортрет Триера. Это становится понятно задолго до того, как режиссер начинает любовно листать кадры из своих предыдущих фильмов. А из трехминутной короткометражки «Профессии» здесь прямая цитата. На вопрос о роде занятий Джек, вслед за Ларсом, лаконично констатирует: «Я убиваю». И тут же убивает»
Сам режиссер предупреждает зрителя с первых секунд фильма, о чем он будет говорить. Ему нравится, чтобы его ненавидели, радуется, как вредный тинейджер, сумевший досадить учителям. А снимать фильм, ему было тяжело физически:
«Снимать кино тяжело. Делать «Дом, который построил Джек» было особенно сложно, потому что фильм полон отчаянья. Но как бы тяжело ни было, мне всегда удавалось выползти из депрессии, чтобы дать указания актерам»
В фильме очень много отсылок и тайных смыслов. Я постараюсь выделить те, которые понравились мне и которые были важны для меня. Я прочитала много рецензий и несмотря на них расскажу о своих впечатлениях от фильма.
Жестокость:
Если вы не можете абстрагироваться от крови, порезов и убийств детей, животных в кадре или хотя бы на этот момент отвернуться, то не идите на этот фильм. Я морально была готова, когда видела утенка в кадре – отвернулась, когда увидела детей – тоже. Таких моментов в фильме не много, и они несут только художественную составляющую, помните это просто взгляд художника и снятый фильм. Никто при съемках не пострадал.
В фильме есть отличное повествование внутренних переживаний героя. Герой, как вы понимаете, серийный убийца. Режиссер показывает внутреннюю борьбу героя, что всегда интересует зрителя. Интересно же, как в голове у маньяка рождаются эти мысли и что им движет. Джек (гл. герой) говорит о том, что человек пребывая в темноте проходит по дороге, которая сопровождается фонарями. Находясь ровно под фонарем он прозрачен и тень находится внутри него, как только он отходит от фонаря тень начинает увеличиваться сначала перед человеком, потом после него. Тень – это голоса и сомнения человека, добро и зло, борьба с собой. Чтобы не слышать эти голоса следует встать опять под фонарь. И тогда становится легче. Фонарь – это убийство, употребление наркотиков или алкоголя. Момент прохода от фонаря к фонарю – это время, когда ты не употребляешь, выпиваешь или убиваешь. Все мы стремимся к свету. Просто для каждого свет – это своя зависимость.
Беззащитность:
Финальная картина трофея в одном из эпизодов, где семья лежит вместе с воронами. Джек рассказывает в моменте эпизода о том, что люди, когда охотятся они жаждут поделиться своим трофеем, выкладывая это всевозможные рисунки и картины. Никто не может этому противостоять, как животное может противостоять охотнику? Разве это не изощрение? Режиссер высмеивает этот момент в охоте и доводит охоту до безумия. Ведь чем отличается мама с оленятами, от мамы с детьми среди людей.
Негатив:
Интересное мнение Ларса Фон Триера о свойствах негатива фотопленки. Герой фильма поражается отображению в черном цвете всех светлых мест в фотографии. Вы сами замечали, что на пленке свет от лампочки окрашивается в черный, а черное пятно становится светлым. Так вот в конце в эпизоде с чистилищем, где главный герой пытается обойти наказание, последний кадр сопротивления — это негатив кадра бездны в аду. Бездна черная, а на фото она светлая. Наверное, режиссер хотел сказать о том, что не каждый свет является «светлым».
Обсессивно-компульсивное расстройство:
Представляете нелепость ситуации: маньяк, который болен обсессивно-компульсивным расстройством. Во втором эпизоде, он несколько раз возвращается в дом, чтобы проверить следы, при этом невзирая на все события, которые происходят рядом. Полицейского, который ходит около дома жертвы, трупа, который валяется в кустах. Джеку кажется, что, все-таки какая-то капля крови осталась на полу или за картиной. Потом, когда приступ отступает, он просто привязывает труп к машине и катится с ней по городу. А вот то, что труп оставил следы на дороги Джек увидел только в конце, когда приехал на место. Но и тут ему повезло. Для меня этот момент показал, что всему свое время, и время правосудия было просто не в этом эпизоде.
И коротко о темах, которые были затронуты, просто текст уже очень большой, а фильм просто заставляет говорить о нем бесконечно: вопрос об эмоциях, о гендерном сравнении и отношении, об несовершенстве искусства (ведь именно поэтому он не может построить дом, который хочет), о глупости, наивности людей, безразличии людей к чужим проблемам (сирены машины в спальном районе, беспрепятственный проход под окнами с трупом на плече, крики жертв).