Найти в Дзене

«Свидание – это не секс. Свидание – это знакомство»

Такую простую, но давно забытую истину напоминает своим читателям Радмила Хакова, опубликовав онлайн-книгу «147 свиданий». По уверениям Хаковой, книга рассказывает о том, как надо искать «своего человека», а в качестве примера Радмила приводит себя, написав историю своих поисков. Год назад Радмила Хакова вдруг стала писательницей. Хотя до этого занималась продюсированием в сфере татарского дизайна, театра, эстрады. И вдруг – литература. Ее онлайн-книга «147 свиданий» посвящается тому, как автор ищет «своего человека». Мы беседуем о том, как она нашла такого человека, а также о том, что мешает людям встретить ту самую половинку. - Радмила, как появилась идея книги? Почему она называется «147 свиданий»? - По профессии я журналист. И я всегда писала. И как многие журналисты, мечтала написать книгу. 10 лет назад я работала в Москве в издательстве «Живи». Тогда же познакомилась с гуру российской журналистики Владимиром Яковлевым. Три года назад он пригласил меня к себе на работу в междуна

Такую простую, но давно забытую истину напоминает своим читателям Радмила Хакова, опубликовав онлайн-книгу «147 свиданий». По уверениям Хаковой, книга рассказывает о том, как надо искать «своего человека», а в качестве примера Радмила приводит себя, написав историю своих поисков.

Год назад Радмила Хакова вдруг стала писательницей. Хотя до этого занималась продюсированием в сфере татарского дизайна, театра, эстрады. И вдруг – литература. Ее онлайн-книга «147 свиданий» посвящается тому, как автор ищет «своего человека». Мы беседуем о том, как она нашла такого человека, а также о том, что мешает людям встретить ту самую половинку.

- Радмила, как появилась идея книги? Почему она называется «147 свиданий»?

- По профессии я журналист. И я всегда писала. И как многие журналисты, мечтала написать книгу. 10 лет назад я работала в Москве в издательстве «Живи». Тогда же познакомилась с гуру российской журналистики Владимиром Яковлевым. Три года назад он пригласил меня к себе на работу в международное издательство Splash в качестве продюсера. В этот момент он жил в Берлине. Я приехала туда, и мы стали искать авторов для издательства. Тогда Володя стал читать мой Фейсбук. Раньше я там довольно много писала про отношения. Однажды он мне сказал: «Давай, ты напишешь книгу». «О чем?» - спросила я. «А что тебя волнует больше всего?» . Я ответила, что меня волнуют отношения, что происходит с ними - очень быстро меняется жизнь, мир меняется. Я тогда была уже два года в разводе. К этому времени меня очень волновал вопрос: существует ли какой-то твой конкретный человек как пара? Или это вопрос усилий?

Решили писать об этом. Он говорит: «Радмила, а ты вообще сама ищешь отношения?» Я говорю: «Ну, конечно». Он: «А как ты ищешь?»

И я стала думать, как же я ищу. Оказалось, что никак. Как выяснилось, люди, которые думают, что хотят отношения, на самом деле ничего для этого не делают, они просто горюют, что у них их нет. И чувствуют себя одинокими.

И мы придумали, что я буду ходить на свидания. Свидание - это довольно старомодный формат. Их придумали не сегодня, они всегда были. Раньше они были организованы семьей, кругом, обществом. Если бал, например, то знали, что кто-то приедет на бал, если ужин, то кто-то приедет на ужин, и вы знали, что встретитесь. Оказалось, это очень интересный формат, очень актуальный.

План был такой. Я хожу на три свидания в неделю, и раз в месяц я меняю страну, чтобы показать разницу культур, разницу восприятия. И раз в неделю я отдавала главу. Такой был темп. Сначала я публиковала в открытом доступе. Но вскоре появились хейтеры, началась агрессия. Почему-то у некоторых людей есть мнение, что свидание – это обязательно секс. Вообще-то свидание – это знакомство. Двое встречаются, чтобы посмотреть друг на друга, пообщаться, понять насколько у них совпадают интересы и намерения и т.д. Для меня это было практическое исследование, довольно глубокое, очень интересное. Был невероятный год. Я вспоминаю его с таким удовольствием! Мне было очень интересно прожить этот опыт, также очень интересно было делиться им.

А потом меня начали учить жить: вернуться в Татарстан, выйти замуж и никогда не писать публично про отношения. Яковлев, как опытный человек в журналистике, решил, что нужно давать доступ в интернете только за деньги. Он сказал, что те, кто критикует, не читая, сразу отвалятся. Они это могут делать только бесплатно. Он сделал такую систему предоплаты, когда за 4 евро можно было получить доступ к материалам книги в режиме онлайн. Я пишу - они получают. Потом мы открыли комментарии на сайте, и те, кто читал, приходили и говорили: «Я хочу об этом поговорить». Тогда мы решили дать им такую возможность. На сайте был закрытый раздел с главой с комментариями.

- И…

- И на 117-ом свидании я нашла своего человека.

- И гипотеза «своего человека» потвердилась?

- На самом деле, сильно далеко не нужно было ездить. Это человек из Казани. Но если бы не книга, мы бы друг друга не узнали, потому что этот человек меня узнал именно через мою книгу. У меня уже было два месяца контракта, и я не знала, что делать. Я уже не хотела продолжать ходить на свидания. Я пришла к шефу и сказала: «Я все». Он сказал: «Круто!» И мы закончили книгу.

- На самом деле, чего хотят мужчины от женщин?

- И мужчины, и женщины хотят одного - все хотят любви и счастья. Каждый ждет любви от другого. Как-будто придет кто-то другой и наполнит его любовью. Но когда так ждешь, то как будто ты сам пустой, как будто ты сам не можешь наполниться этой любовью и отдавать. Один мой друг цитировал Ошо: «двое в ожидании любви – это как двое нищих, протягивающих друг другу руки, ожидая, что другой его наполнит и обогатит». А когда ты влюбляешься и любишь, то ты хочешь отдавать свою любовь. Это два разных состояния.

Ближе к концу книги я приняла, что я одна. Когда начинала, я была полна оптимизма и думала, что не может быть такого, чтобы я одна осталась. А я из очень традиционной семьи. У меня родители всю жизнь жили вместе, никого, кроме друг друга, они не любили. У них до сих пор сохранились эти трепетные чувства. Есть друзья, которые живут в счастливых крепких семьях. И я не хотела верить, что останусь одна. А потом ко мне пришло понимание того, что, возможно, я сама достаточно цельный, самостоятельный человек для того, чтобы быть счастливой, будучи одной. Я не думаю, что второй нужен, чтобы дополнить тебя. Я думаю, что люди изначально цельные, что ты не должен перекладывать ответственность за свое счастье на другого человека, на наличие или отсутствие другого человека, на его настроение, на его взгляды, на его планы. Пора понять и принять, что мы живем в мире, где у нас есть все для того, чтобы быть счастливым. Мы можем заниматься тем, что мы любим.

- Да, мы можем. Но у многих почему-то не получается строить отношения так, как им хочется. А не держит ли нас менталитет мертвой хваткой?

- Может быть. У меня была встреча с читателями в Казани. И одна читательница предположила, что мы первое поколение, которое принимает на себя эту смену правил. Потому что раньше за нас решали. Теперь у нас есть свобода. У нас нет ограничений ни возрастных, ни национальных, ни культурных, ни географических, ни даже религиозных - один может принять религию другого. Нам теперь ничего не стоит переехать в другой город, в деревню, в другую страну. Я знаю историю, когда балерина из Петербурга переехала в деревню к татарскому парню, потому что полюбила его. Я знаю эту семью, это счастливейшие люди.

Сейчас 25 лет – это еще довольно молодой возраст. Раньше рожать в 25 лет считалось поздно. Всего этого сейчас уже нет. И как будто бы у нас все есть для того, чтобы строить отношения. Но люди становятся все более и более одинокими. Потому что мы думаем: ну, не этот, так другой. Как приложение в интернете: нажимаешь раз за разом на кнопку «следующий».

Люди стали не очень бережно относиться друг к другу. Я думаю, в этом есть и плюсы, и минусы. Минус – это легкость потерь. Я знаю людей, которые расстались по смс. Как можно расстаться по смс? Как можно вместе не проплакать это? Как можно не извиниться? Я очень тяжело рассталась с первым мужем, и мы до сих пор общаемся, уже в другом формате. Есть и плюсы. Например, люди перестали терпеть унизительное, тяжелое, сложное отношение только потому, что надо сохранить семью. Люди стали соображать, что они свободны, что им не обязательно ориентироваться на осуждение в обществе. Никаких не может быть обстоятельств, в силу которых я оказалась бы в отношениях с человеком, который неуважительно ко мне относится. Ни одной причины. Человеческая жизнь представляет огромную ценность. Скорее всего, она у нас одна. Развод в этом смысле дал многим людям шанс на другую жизнь. То есть, принятие развода так, что он перестал восприниматься как провал. Мне кажется, это очень многим людям помогло иначе относиться к собственной жизни.

- Как по-вашему, жив ли такой стереотип у мужчин, что женщины хотят от мужчин только одно: квартира, машина шуба и деньги?

- Я думаю, что этот стереотип существует в недостаточно интеллектуальной прослойке общества, что это немножко примитивный способ мышления. Вот, я несу мамонта, а ты жарь окорок на костре и сиди с ребенком. Я знаю семьи, где мужчины предпочитают проводить больше времени с ребенком, потому что сейчас им это удобней, интересней и важней. А женщина сейчас реализована в карьере и у них нет никакого диссонанса. Я думаю, что очень важно, чтобы у людей была гармония внутри. И больше уже нет такого разделения. Есть женщины, которые хорошо зарабатывают, есть мужчины, которые плохо зарабатывают. Есть мужчины, которые прекрасно ладят с детьми, женщины, которым тяжело с детьми. И это не значит, что это какой-то крах системы. Это значит, что мир несколько сложнее устроен, чем когда-то было принято так считать. Есть семьи, в которых оба работают и могут позволить себе няню. Есть семьи, в которых бабушки готовы и хотят воспитывать детей. Когда женщина не воспринимает себя, как сервис или обслуга, тогда и мужчина не воспринимает себя, как кошелек.

Богатый, толстый, лысый дядя и блондинка с красными губами остались далеко в девяностых. Либо это осталось на каком-то низком уровне социального развития общества. И для людей развитых этого никогда не было. В развитом обществе женщина никогда не была обслугой. В Израиле, например, мама – это богиня.

- А вТатарстане?

- Татарка никогда не была исполнительной служанкой. Она всегда была образованной, могла приумножить богатство мужа или свое собственное. Эти женщины активно участвовали в финансовой, хозяйственной жизни, не только в смысле быта, а в организации. Татарская женщина – она партнер. И я сегодня вижу таких женщин в Татарстане. И таких примеров множество, это не только выбившиеся из тишины.

- А нынче много стало знатоков отношений, они учат правильно их строить.

- Я не верю в такие вещи. Я думаю, что так же, как и любая другая важная тема, это очень хорошая площадка для спекуляций. И сразу появляются коучи, тренеры, которые научат тебя. К сожалению, в России чаще всего они учат терпеть, улыбаться, быть податливой. Они как будто бы хотят откатить нас куда-то в примитивный образ жизни. Мне, например, не нужен, мужик для того, чтобы приколотить полку. Я могу вызвать мастера, это будет стоить 300 рублей. Мне не нужен мужик, чтобы купить платье, часы или телефон. Или для того, чтобы вывезти меня на море. Мне нужен мой человек для того, чтобы нам было вместе лучше, чем по отдельности. Потому, что мне хорошо с этим человеком, мы с ним смеемся. Потому, что с этим человеком я хочу сидеть на пенсии на веранде и молча пить чай. Потому, что я в нем уважаю личность, потому что я уважаю в нем благородство, порядочность. Потому, что мне приятно держать его за руку. Потому, что я ему доверяю. И когда мне какая-то девушка с экрана айфона говорит: «Ты должна похудеть для того, чтобы он тебе купил туфли», я выключаю айфон. Я даже не могу говорить, что это прошлый или позапрошлый век - это просто какой-то другой уровень дна.

Если есть какие-то проблемы, то лучше обратиться к психотерапии. Это также важный момент, как и стоматология и гинекология. Когда ты чувствуешь, что не справляешься с эмоциями, то идешь к психотерапевту за помощью. Кстати, вовремя просить помощь – одно из важных составляющих счастья. К сожалению, у нас жаловаться нельзя, страдать нельзя, я должен сам справиться, быть сильным.

- И обращаться к психотерапевту тоже не должен.

- Можно об этом никому говорить. Почему-то у нас ты не имеешь право на приватные решения. Заканчивая книгу, написала в последней главе, так как я очень много писала об отношениях, что вот она здесь – эта точка. Место, где заканчивается книга и начинается моя настоящая личная жизнь. Дальше это уже не исследование. Я нашла своего человека, а дальше мы уже вдвоем. И я максимально стараюсь защитить свою личную жизнь.

Ландыш Абударова - автор материала с Радмилой Хаковой.