Деятельность иностранных спецслужб в России резко усилилась в 2006-м. 20 декабря 2006 г. Директор ФСБ и глава Национального антитеррористического комитета (НАК) Николай Патрушев объявил фактически крестовый поход против шпионов, инициативников (людей, которые не прочь сделать гешефт на продаже Родины) и их прикрытий в лице "многочисленных международных фондов и организаций, связанных с Россией", а также ряда СМИ.
Оказывается, методы работы иностранных бойцов невидимого фронта качественно изменились. Теперь они не только работают под прикрытием посольств, но все больше и больше прибегают к помощи международных фондов и неправительственных организаций - осуществляют, как выразился Патрушев, "сбор информации с легальных позиций".
Подобного рода активность иностранных разведок, по словам директора ФСБ, за последний год резко возросла. В качестве примера он привел деятельность Датского совета по беженцам (ДСБ) (Danish Refugee Council) - неправительственной организации, работающей на Северном Кавказе с середины 1990-х годов.
Там органами ФСБ "неоднократно фиксировались приезды кураторов из Дании, обладающих опытом ведения разведывательной работы". А сама организация не просто занималась "сбором тенденциозной информации" о ситуации на Северном Кавказе, но и прямо помогала незаконным бандформированиям. Контрразведчик сообщил, что ФСБ "выявлены факты незаконного распределения гуманитарной помощи", в результате чего она попадает к боевикам. Более того, и сами террористы пользуются прикрытием ДСБ. Патрушев привел случай, имевший место на территории Северной Осетии, где был арестован сотрудник Датского совета, у которого в багажнике машины оказалось взрывное устройство. Арестованный дал признательные показания об осуществлении ряда терактов в Южной Осетии.
Директора ФСБ поддержали в Госдуме. Член комитета по безопасности Геннадий Гудков заявил "Газете", что активность иностранных спецслужб последнее время действительно растет: "Раньше против нас работали всего несколько разведок, сейчас - десятки. Ощущаете разницу?" Депутат напомнил: "В 1990-е годы спецслужбы основательно развалили, сейчас их восстанавливают. Вот восстановят до конца - тогда и количество разоблаченных шпионов уменьшится, так как активность иностранных разведок будет ограничена".
Николай Патрушев назвал конкретные фамилии и указал госпринадлежность спецслужб, ведущих недружественные действия. Были названы: полковник запаса Скрипаль, сотрудничавший с британской МИ-6, курьер литовской разведки Шюшас, инженер Думенков (германская БНД), второй секретарь посольства Швеции Тидестрем, третий секретарь эстонского посольства Валентинов и даже трое вьетнамцев. Еще директор ФСБ упомянул фигуранта знаменитой истории со "шпионским камнем" - второго секретаря британского посольства Марка Доу, которого еще в январе 2006 года назвали сотрудником британской разведки, правда, персоной нон грата не объявили. Патрушев заметил: "Использование кадрового разведчика-агентуриста для контактов с НКО поставило под сомнение искренность усилий Лондона по поддержке построения института гражданского общества в России". Сейчас отношения между Россией и Великобританией серьезно испорчены делом Александра Литвиненко. Речь Патрушева заставляет по-иному взглянуть на информацию английских журналистов о российских следах полония-210 и нежелании Генпрокуратуры сотрудничать со Скотленд-Ярдом. Видимо, директор ФСБ намекнул на то, что эти журналисты тоже могут работать на МИ-6.