Я не помню, со скольки лет я плотно подсел на книги, но в школьные годы фамилии Нортон, Беляев, Хайнлайн, Шекли, Гарри Гаррисон и многие другие были известны мне не понаслышке, а по романам, которые я читал наряду с авторами других жанров.
Данная подборка не является лучшим топом из того, что я прочитал, ведь понятие личного топа у каждого индивидуально. Тем не менее, приведённые ниже циклы являются яркими представителями современной фантастики, предлагая самобытный атмосферный мир, закрученный сюжет и живых героев с достаточно реалистичными мотивациями при принятии решений в непредсказуемых ситуациях.
Цикл «Освободитель» Рей Олдридж
Рей Олдридж - это автор фантастики с приставкой «читать обязательно». К сожалению, выпустив блистательную трилогию, автор официально объявил, что завязал с фантастикой и решил посвятить остаток жизни своему любимому гончарному делу.
Начало первой книги подчинено многочисленным штампам, я бы даже назвал его заурядным. В этом читается блестящий приём автора усыпить бдительность искушённого читателя. В начале истории перед нами предстаёт крутой специалист по имени Руиз Ав без страха и упрёка решающий любые проблемы от похищения до убийства. В очередном задании не требующем шума и огласки его посылают на одну из многочисленных планет под названием Фараон, специализирующуюся на поставках человеческих ресурсов на космический рабовладельческий рынок.
Уникальной основой сюжета выступает детально проработанный мир, в котором рабовладельческий строй узаконен в галактических масштабах. Вам нужны рабы с узкой специальностью? Нет проблем, корпорация Лига Искусств решит все ваши нужды, только успевайте раскрывать кошелёк.
В этот раз главный герой попадает на планету фокусников, где производят рабов такого масштаба, что они способны удовлетворить самых взыскательных, а главное богатых поклонников жанра с многочисленных планет, контролируемых Лигой. Некоторые фокусы настолько фееричны, что в финале могут стоить жизни специально опьянённым героям и никто не обвинит постановщиков в убийстве.
Чтобы планеты продолжали генерировать рабов и подчиняться Лиге Искусств, их развитие искусственно сдерживают закулисные игры Лиги, причём всё делается настолько тонко, что подчас самые высокие чины на планетах не подозревают, что ответственность за развитие технологий и общества давно уже не лежит на их плечах.
Характер главного героя в лице Руиза выписан невероятно реалистично. Продвигаясь с главным героем по сюжету, мы узнаём, что ему не чуждо человеческое и зачастую он принимает решения противоположные тому, что от него ждут, несмотря на вполне реальную и смертельную опасность, которую встроили в сознание главного героя бескомпромиссные заказчики из Лиги. Я не буду раскрывать все тонкости и перипетии лихо закрученного сюжета, скажу лишь, что Руизу предстоит спасти самую настоящую принцессу и при этом остаться в живых, несмотря на преследование со стороны профессиональных космических пиратов и требований работодателя выполнить заказ.
Цикл «Девятый» Артём Каменистый
Артём Каменистый это узкоспециализированный автор, пишущий преимущественно на тему попаданцев. Надо признать, что получается у него это просто блестяще, несмотря что Артём грешил самоповторами и определённой степенью ограниченности миров, представленных в его книгах. Конёк Артёма это не сюжет, не миры, и даже не главные герои, а неизменные животные спутники, сопровождающие героев в их приключениях.
В отличие от предыдущего цикла, девятый это не убийца и не специалист по решению проблем. Он обычный человек по имени Дан и почти по неволе попаданец, которого как смогли подготовили к подопытной роли, в которой восемь предыдущих участников пропали без вести и с большой вероятностью погибли. В секретной лаборатории русские учёные перемещают сознание Дана в случайный мир, при этом у него задача не просто остаться в живых, а построить установку, которая сможет вернуть его сознание в исходную точку. Сложность подобной задачи впоследствии омрачается тем, что нужно, как минимум, найти несколько мотков медной проволоки в мире средневековых войн и ожившей нечисти. Верный спутник Дана это попугай, который придаёт главному герою высокий статус стража, очень редкого героя, специализирующегося на борьбе с нечистью, в которой постепенно тонет средневековая планета.
Сюжет цикла развивается достаточно молниеносно и держит читателя в постоянном напряжении. Главный герой примерит на себя роль смертельно больного, заключённого, беглого еретика, владельца огромного замка с прилегающими землями и даже морского капитана. Автор пытается внести в произведения не только элемент юмора, но и критику в отношении штампов, которыми грешат авторы современной прозы. Критика выражается в показательном внедрении в сюжет повторов и многочисленных роялей, присутствие которых некоторые поклонники творчества Каменистого относят к его недостаткам.
Цикл «Пространство» Дэниел Абрахам
Цикл «Пространство» это на редкость качественное сочетание научной фантастики с атмосферой ужасов и детективным сюжетом. Как многие мастера фантастики, Дэниел пытается захватить внимание читателя чем-то загадочным, страшным и сюрреалистичным. Поэтому первая книга на старте воспринимается как нишевый ужастик с проходным сюжетом по типу: на корабль в открытом космосе попадет нечно ужасное и смертельно опасное. По мере развития сюжета автор задвигает ужасы на второй план, и мы с главными героями оказываемся в центре научно-фантастического детектива.
Многие сюжетные находки Абрахама это отличная научная фантастика. Если читателя не впечатлят ядерные двигатели для путешествий в космическом пространстве, то он вполне оценит программирование ДНК и другие свежие идеи.
Герои произведения предстают не картонными куклами, а подробно выписанными живыми персонажами, образ которых реалистично прослеживается по ходу сюжета. Читатель словно присутствует на борту корабля, при этом лично знаком с капитаном Джеймсом Холденом и членами его команды. Отдельного внимания заслуживает Миллер, сломленный обстоятельствами и немного сумасшедший детектив. Когда-то он боролся с бурной рекой жизни, а сейчас просто течёт по течению. Детектив получает задание найти Джулию Мао, богатую наследницу, исчезнувшую при странных обстоятельствах. Разбираясь в деталях дела, Миллер с удивлением обнаруживает, что с определённого времени расследовать дело ему помогает не профессиональное упорство, а неожиданно вспыхнувшие чувства к девушке, которую он никогда не видел. Несмотря на то, что временами Миллер выглядит как откровенная сволочь, тем не менее, на его плечах лежит огромная ответственность, которую возможно никто больше не осилит на его месте.
Миллеру противопоставляется весь из себя правильный Джеймс Холден, стремящийся к правильным поступкам и высокой морали. Но когда Холден и Миллер пересекутся, Холден вынужден возненавидеть Миллера из-за понимания, что временами Холден вынужден становится Миллером для выполнения неотложных дел грязными способами и это зеркало отражает весь ужас моральной безысходности запутавшегося в морали человека.
Заключение
Если вы читали предложенные в обзоре циклы, пожалуйста, не забудьте оставить в комментариях личные впечатления. А также можете поделиться другими интересными циклами, заслуживающими внимания поклонников жанра.