Найти тему

Что Пандора способна открыть кроме ящика?

Пандора — та самая девушка из-за которой появилось на свете всякое зло и разнообразные несчастья, а также знаменитая фраза «открыть ящик Пандоры».

«В прежнее время людей племена на земле обитали,
Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,
Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных.
Снявши великую крышку с сосуда, их все распустила
Женщина эта и беды лихие наслала на смертных.
Только Надежда одна в середине за краем сосуда
В крепком осталась своем обиталище - вместе с другими
Не улетела наружу: успела захлопнуть Пандора
Крышку сосуда по воле эгидодержавного Зевса»
— "Труды и дни"
Гесиод
Пандора и Эпиметей — фреска Петера Корнелиуса, которая ныне утрачена
Пандора и Эпиметей — фреска Петера Корнелиуса, которая ныне утрачена

Античные мифы для современного человека — это многочисленные переводы, трактовки, адаптации и художественные произведения с оттенками виденья автора.

Пандора и ларец на фрагментах знаменитых картин. Слева: Жюль Лефевр,1882. Справа: Джон Уильям Уотерхаус, 1896.
Пандора и ларец на фрагментах знаменитых картин. Слева: Жюль Лефевр,1882. Справа: Джон Уильям Уотерхаус, 1896.

И сейчас Пандора у нас прочно ассоциируется с девушкой, открывшей ящик, а не пифос, как по идее должно было бы быть. Но существует интересная картина Баренда Граата, которая в некотором смысле ломает привычную парадигму «Пандора — пифос — ящик».

Пандора — Баренд Граат, 1676 (Рейксмюсеум, Амстердам)
Пандора — Баренд Граат, 1676 (Рейксмюсеум, Амстердам)

Здесь вместо должного пифоса и ныне привычного ларца мы обнаруживаем сосуд очень причудливой формы. Казалось бы что в этом такого? Художники — они такие. Вот только этот объект имеет самобытную и интересную историю.

Адам ван Вианен, 1625
Адам ван Вианен, 1625

Жили-были голландские серебряных дел мастера: братья ван Вианен — Адам (1565—1627) и Пауль (1570—1614), которые прославились тем, что выработали уникальный и интересный стиль.

Узнаёте?
Узнаёте?

Пандора на картине Баренда Граата открывает ни что иное, как кубок работы Адама ван Вианена. Он создан Адамом в память о брате, через год после смерти Пауля.

Павел и Варнава в Листре — Питер Ластман, 1617 (Амстердамский исторический музей)
Павел и Варнава в Листре — Питер Ластман, 1617 (Амстердамский исторический музей)

Этот кубок настолько понравился художникам, что они начали изображать его на своих полотнах. Почему? Видимо, как раз благодаря своей необычной форме. Это сделало мемориальный кубок очень популярным.

Наш канал в Telegram: @antike и страница во ВКонтакте

Так что «Пандора» кисти Баренда Граата — это одна из многочисленных картин, где можно найти творение Адама ван Вианена. Из-за такой "цитируемости" музею Рейксмюсеум в 1976 году пришлось отдать 700 000 гульденов за этот кубок. И это самая дорогая на тот момент цена за серебро в Нидерландах. Ведь он на самом деле лишь позолочен, а выполнен из серебра.

  • Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ!
  • Исп. и рек. литература/ресурсы: wikipedia.org // rijksmuseum.nl // verenigingrembrandt.nl