Найти тему
Записки левой лапкой

Одеяло для неудачника

Мой экскаватор тонет.

Непотопляемый экскаватор-болотоход для экстремальных Внеземелий с поверхностью. Нокиа Е2000С. Он завалился на нос, гусеница правая ушла на половину под поверхность местной «воды». Я пытаюсь выправить машину стрелой, упереться в дно, но дно оказывается глубже, чем я рассчитывал. Глубже отметок на картах. Стрела ушла куда-то в тёмную свинцовую глубь.

Примерно туда же канула надежда. Герметичный пузырь кабины захлёстывают волны. Сначала немного, потом на уровне моего лица, потом целиком и вот уже перехлёстывают через кабину.

Экскаватор непотопляемый. Внеземельный. В кабине мне ничего не угрожает. Даже спасение.

Единственная машина, которая доберётся сюда по этим хлябям — такой же экскаватор. Их на этой планетке два. Мой и тот, который я шёл откапывать.

Запаса автономности мне хватит суток на трое. Может, прикрутить фитилёк? Подачу кислорода на минимум и уснуть?

А потом мой вонючий труп загадит кабину такой чудесной машины. Она же не виновата, что я не уточнил глубину местных болот. Она же не виновата, что стрелу сносит ветер такой силы, что даже стрела экскаватора становится парусной.

Я уже вишу вверх тормашками. Ну и ну! Такой глубины на этих верховых болотах я не ждал. Тут граница мерзлоты должна быть в полуметре от поверхности.

Пузырь кабины отстрелился и всплыл поплавком. Сразу на всех частотах заорал: «Спасите горе-экскаваторщика! Он утопил последний на планете болотокопатель! Теперь вам тут сидеть ещё полгода во времянках, пока пришлют новый и вы сможете, наконец, начать строить нормальное жильё, товарищи первопроходцы!»

И какого чёрта я не остался под поверхностью?

* * *

- Ты хороший спец, Лёша. Очень хороший. Но, ты же понимаешь, что люди на Зерге тебя теперь...

Да, я всё понимаю, поэтому лечу с Зерги. Куда? Не знаю. Хорошие механизаторы нужны сейчас везде.

Хорошие. А не такие, у которых непотопляемая машина остаётся на дне зергианских болот.

* * *

У меня осталось целых два неиспользованных отпуска, они начнутся после того, как я сойду с транспорта. Я остался без работы. Деньги скоро закончатся. Мне нужна работа. Сетевые базы транспорта обновлялись во время последней стоянки — на Зерге. Так что я просматривал вакансии даже во время обеда. Преимущественно во время обеда, завтрака и ужина.

Чтобы не общаться с остальными пассажирами. Их было много, кто в отпуск, кто переводом или по другим нужным и правильным делам. В столовой транспорта шумно и довольно тесно, но видя проектор, ко мне тактично не подсаживались.

Обычно не подсаживались.

- Доброго дня! К вам можно?

Я поднял глаза от миски супа.

- Садитесь, - буркнул неприветливо, пожалуй, даже резче, чем рассчитывал. Странная женщина с удивлённым лицом и растерянной улыбкой.

Я хлебал суп, она сидела напротив. Без еды, не сделав заказ. Хлебать суп перед человеком, не занятым едой, оказалось совершенно неудобно, и я снова посмотрел на неё.

Такой беспомощной растерянности я не видел уже давно. Это оказалось так поразительно, что я сделал первое, что пришло в голову:

- Вам помочь?

Её лицо стало осмысленным, она перестала оглядываться и улыбнулась мне:

- О, да! Пожалуйста! Я совершенно не могу разобраться с меню... А стюард меня не замечает... - она улыбнулась чуть виновато.

Через пару минут женщина обрела порцию какой-то странной слоёной еды и большую кружку чаю.

- Спасибо! Вы просто спасли меня!

Удивительное дело, от её благодарности мне стало легче. Как бы я ни был ничтожен, я могу помогать. Наверное, поэтому я вполне доброжелательно воспринял её следующий вопрос:

- А что вы смотрите?

- Работу ищу. Я механизатор внепространственников.

- О-о-о... - её лицо выражало такое восхищение, что мне стало неловко, - Это вот этих вот, которые плавают, города роют и на вулканах работают? Какая красота!

Она разглядывала с обратной стороны мой экран.

- А почему у них кабина такая круглая? А почему он не тонет?

И мне почему-то захотелось ей всё объяснить.

* * *

Оля собиралась сойти через два дня на небольшой аграрной планетке. Я так же искал работу и проводил время с ней.

Она воспитывала ИИ. Её задачей было привить маленькому ИИ человечность. Сделать его частью культуры единого человечества. Она не обучала, она просто была человечной. И всё.

- У тебя всё получится. Ты любишь свои машины, это главное!

Когда она сошла по трапу в посадочный челнок, мне стало холодно. Будто её вера в меня была одеялом.

В принципе, здесь тоже работала сеть. И я так же могу продолжить поиск работы и рядом с ней. А может быть, попробовать с ИИ? Они, говорят, такие забавные, пока маленькие.

- Ольга! Подождите! Я с вами! - от её радости мне снова стало тепло.

ваш Мартокот в октябре

март 2018

к сожалению, совершенно нет времени сегодня, а рассказ всё равно хотела показать.