Миллиардер-инвестор Стэнли Дракенмиллер (экс-партнёр Джорджа Сороса) заявил, что Федеральная резервная система не справилась с задачей мягкого ужесточения монетарной политики, и что вскоре условия на финансовом рынке значительно ухудшатся:
Дракенмиллер имеет репутацию одного из самых успешных менеджеров хедж-фондов в современной истории. Одним из секретов его успеха является умение заранее распознавать признаки надвигающейся рецессии.
В последнее время Дракенмиллер много критиковал Федрезерв за то, что подъём базовых ставок ставит под угрозу экономику США и рост американского биржевого рынка. Примечательно, что высказываемую Дракенмиллером критику подхватил не кто иной, как президент Дональд Трамп.
Ещё в сентябре Дракенмиллер предупредил, что на рынке начинается «цикл сужения» и что «начинают рваться бомбы». Он оказался прав — в октябре-ноябре произошло значительное падение, и выхода из этой ситуации пока не видно.
На прошлых выходных, в статье, написанной совместно с бывшим членом совета управляющих ФРС Кевином Уоршем (Kevin Warsh), Дракенмиллер выразил мнение, что Федрезерв упустил возможность провести безопасное ужесточение монетарной политики, и теперь у ФРС есть два выбора: либо отказаться от планов повышения ставки до 3% и выше в следующем году, либо пойти на риск дестабилизации рынка и всей экономики в целом.
В недавнем интервью Bloomberg миллиардер предсказал, что условия на рынке значительно ухудшатся, и что вопрос уже не в том, когда это произойдёт, а насколько сильно. Распродажа активов продолжится и углубится на фоне прекращения монетарного стимулирования со стороны центробанков. В результате, прибыли от торговли акциями упадут на долгие годы.
Свои выводы мегаинвестор делает на основе тех же индикаторов, которые позволили ему предугадать четыре предыдущих спада. По словам Дракенмиллера, цвет этих индикаторов ещё не красный, но уже янтарно-жёлтый.
Особенно важен такой показатель, как 20%-е (с сентября) падение той группы биржевых фишек, которые исторически особенно чувствительны к циклическим кризисам.
Дракенмиллер подчеркнул, что «пока ещё» не предсказывает рецессию (хотя в целом «медвежий» тон его интервью убеждает в обратном). По словам миллиардера, он просто хочет того, чтобы ФРС прекратила свершать ошибки, чтобы потом для их исправления не пришлось вводить «ещё более безумную монетарную политику».
«Пузырь нужно медленно сдуть уже сейчас», — призвал Дракенмиллер. Иначе индикаторы из жёлтых станут красными.
«Воздух можно выпустить из шарика, не вызвав при этом новый финансовый кризис», — оптимистично считает инвестор. «Я думаю, что это возможно, хотя и тяжело поверить, что рынки смогут получать прибыль в ближайшие три-пять лет иначе как с большим трудом».
В нынешней ситуации Дракенмиллер предпочитает покупать гособлигации США, рассчитывая на падение их доходности, после того как ФРС наконец-то будет вынуждена развернуть обратно свой курс по подъёму ставок (меньше ставка ⇒ меньше доходность ⇒ выше цена ранее выпущенных облигаций).
По той же причине миллиардер не верит в акции «всех финансовых компаний», включая банки, потому что они обычно растут, когда растут ставки, и падают, когда ставки падают.
Зато Дракенмиллер всё ещё верит в акции некоторых технологических фишек, а именно Microsoft и Salesforce, которые успешно занимаются развитием облачных сервисов. С другой стороны, про акции группы FAANG — Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Alphabet (материнская компания Google) — миллиардер в своём интервью ничего не сказал, несмотря на то, что именно эти технологические компании были лидерами биржевого рынка в последнее десятилетие.
Дракенмиллер может действительно надеяться, что можно «выпустить воздух» из пузыря без того, чтобы спровоцировать финансовый кризис. Однако при всём уважении к действительно великому трейдеру, проблема в том, что количество исторических примеров подобной операции равно нулю.
Глава ФРС Бен Бернанке в своё время надеялся на следующую схему — он надул пузырь, а потом американская экономика медленно, но дорастёт до нужных размеров, чтобы дать возможность пузырь сдуть. Идея хорошая, но нереализуемая на практике — как только экономика начинает использовать в качестве главного ресурса роста «печатный станок» (в любой форме), то «притормозить» — уже нельзя, ибо рынок тут же начинает падать.
Выбор у Федрезерва, по сути, только один: кризис. Точнее говоря, либо серьёзный кризис сейчас, либо монетарная катастрофа — потом.