Найти тему
Джаз.Ру

Конец года! 2018: десять альбомов русского джаза от редактора «Джаз.Ру»

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»

Все сейчас составляют списки чего-нибудь хорошего за 2018 год. Решил составить свой список и ваш покорный слуга — под названием «2018: десять альбомов русского джаза». Это не полный список российских джазовых релизов 2018 года, ведь их было намного больше. И тем более это не список «лучших альбомов». Это те 10 работ российских джазовых музыкантов, что вышли в 2018 году и привлекли моё внимание, показались лично мне значимыми. Это альбомы, которые мне хотелось рекомендовать послушать другим — и не только российским слушателям, но и всему миру. Я сознательно не употребляю слов «понравилось» и «не понравилось», но уж за что я отвечаю — это что каждый из десяти перечисленных далее альбомов вполне конкурентоспособен на мировом рынке. Ничего нет удивительного в том, что в части описаний альбомов я использовал цитаты из самого себя: мне уже приходилось писать для «Джаз.Ру» о большей части этих записей.

Dmitry Ilugdin Trio «Reflection» (ArtBeat Music)

-2

Новый альбом трио пианиста Дмитрия Илугдина(Виктор Шестак— бас, Пётр Ившин — барабаны) представляет авторскую музыку Дмитрия, в которой, с одной стороны, есть множество хитро придуманных и умно устроенных поворотов, смен направления, перепадов динамики, настроения и типов ритмического движения, а с другой — постоянно ощущается яркая мелодическая основа. Мелодика Илугдина идёт от богатейшей русской академической традиции, но органично опирается на современную, устремлённую в настоящее ритмическую основу мировой (прежде всего европейской) джазовой идиомы.

СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Pavel Skornyakov Quartet «Early Season» (Nagel Heyer Records)

-3

Дебют московского саксофониста Павла Скорнякова на гамбургском лейбле Nagel Heyer Recordsназывается «Начало сезона», ведь материал был написан Скорняковым в молодые годы, много лет назад, ещё в Уфе. В столице яркая, захватывающая игра Павла звучит в очень разном стилистическом контексте, но дебютный альбом возвращает к корням: хотя весь он состоит из авторских композиций Скорнякова, запись показывает его как знатока мэйнстримовой джазовой стилистики. В этом, безусловно, сказывается влияние музыканта, ставшего инициатором записи этого альбома: 48-летний германский контрабасист Мартин Ценкер сподюсировал работу молодого коллеги и играет в ней вместе с британским басистом Полом Кёрби и московским барабанщиком Александром Зингером.
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Oleg Grymov Quintet «Masala Life» (Fancy Music)

-4

Виртуозный саксофонист и композитор Олег Грымов — солист и концертмейстер группы саксофонов Государственного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема. Его основной инструмент — альт-саксофон, но на концертах Олег использует также кларнет, сопрано-саксофон, бас-кларнет и флейту — и не просто использует как тембровую краску, но виртуозно владеет ими. Дебютный альбом в 42 года — своего рода тренд для продвинутых джазовых солистов последнего времени: «Жизнь со специями» показывает не просто солиста, великолепно владеющего выразительными средствами, но интересного автора, который пишет передовой современный джаз, да ещё и пронизанный мотивами и влияниями мировой музыки самого широкого спектра.
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Sasha Mashin «Outsidethebox» (Rainy Days Records)

-5

Казалось бы, при чём тут ящик? Всё просто: название альбома (произносится «аутсайд-зе-бокс») — английская идиома, означающая буквально «вне коробки», «снаружи ящика», а в переносном смысле — «независимое мышление», «новые, неожиданные идеи». К своему 41-летию барабанщик Саша Машин набрал не только огромный опыт игры с массой известных российских, европейских и американских джазменов, но и достаточно смелости, чтобы оторваться от джазового консерватизма и собрать на своей дебютной записи в качестве лидера таких же мастеров, балансирующих на грани между современной джазовой традицией и интеллектуальным передним краем современной импровизации, в диапазоне от «русской звезды американского джаза» трубача Александра Сипягина до питерского покорителя лондонской сцены саксофониста Жени Стригалёва.
СЛУШАТЬ В ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

LRK Trio «Urban Dreamer» (Losen Records / Butman Music)

-6

Понятно, что на Западе произнести «Лебедев-Ревнюк-Кравцов» вряд ли кто сможет. Поэтому для продвижения на мировом рынке пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов придумали название-аббревиатуру, под которым выпускают уже второй альбом параллельно на норвежском лейбле «Лусен Рекордс» и российском «Бутман Мьюзик». Самый экспортируемый в 2017-18 гг. состав в российском джазе — вовсе не обычное джазовое трио с пианистом. И дело тут даже не в том, что это открытый состав, с которым на сцену, в зависимости от решаемых творческих задач, может выйти и струнный квартет, и приглашённые солисты. И не в том, что они искусно комбинируют тембры множества инструментов, которыми владеют. Дело в том, что трио, оставаясь на твёрдом основании джазового искусства, органично сочетает в своей музыке элементы множества других видов музыки — и академической, и современной. Их музыка непросто устроена, но это не сложность ради сложности, это просто огромное мастерство в реализации ярких музыкальных идей. И над этими идеями доминирует щедрое мелодическое богатство, которое не даёт слушателю забыть, что играет ансамбль из России, чья музыка основывается на богатейшем наследии русской музыкальной культуры.
СЛУШАТЬ В APPLE MUSIC | СЛУШАТЬ В SPOTIFY

Алексей Кузнецов и друзья «Happy Jazz Day» (ArtBeat Music)

-7

Первый за двадцать лет новый студийный альбом легендарного советского джазового гитариста, отметившего этой осенью 77-летие. Продюсер Николай «Биг Ник» Богайчук записал Алексея Алексеевича в новейшей московской студии «СинеЛаб СаундМикс» с отличным ансамблем постоянных партнёров, среди которых и ученик Кузнецова — гитарист Максим Шибин, и пианист Алексей Подымкин, и доцент Гнесинской академии контрабасист Евгений Онищенко, и барабанщик Вартан Бабаян. Сразу надо сказать, что в этом альбоме нет никакого новаторства, никаких поисков новых выразительных средств — только чистейшей воды, высшей пробы джазовый мэйнстрим, вечный, как сама музыка. И это прекрасно.
СЛУШАТЬ НА BANDCAMP

Анна Бутурлина «Осторожно <музыка>» (Мелодия)

-8

Материал для этого альбома вокалистка, которую принято именовать «золотым голосом российского джаза», записала довольно давно — в 2011 г., а потом несколько лет искала подходы к тому, как очистить права на материал советских и зарубежных композиторов, использованный в записи. Наконец, выпуск альбома взяла на себя легендарная «Мелодия», и запись появилась на носителях и цифровых платформах. Материал в значительной степени эстрадный, но из той части продукции советской эстрады, что писалась искушёнными профессионалами, которые знали и ценили джаз — даже в двух номерах авторства барда Сергея Никитина в гармонии сплошь и рядом встречаются вполне джазовые секстаккорды, нонаккорды и т. п., поэтому музыка интересно «джазируется» — и у Бутурлиной это звучит весьма органично и увлекательно.
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Sergey Hutas «Time» (Hutas Music)

-9

Контрабасист Сергей Хутас — очень востребованный инструменталист: широкая публика знает его как участника проектов Андрея Макаревича, как соавтора проекта «Визбор V.S. Хутас» с певицей Варварой Визбор… Но он прежде всего джазовый инструменталист, и его второй авторский альбом вполне это доказывает. Тонкая, практически интуитивная, почти не фиксируемая в нотах работа с музыкальным временем — то, что отличает джаз от других видов музыкального искусства, то, что делает его таким особенным, таким таинственным. Конечно, только в том случае, когда музыканты ансамбля живут и дышат одним музыкальным временем. И новый альбом Сергея Хутаса — как раз такой случай: основа ансамбля — взаимодействие его контрабаса, барабанов порывистого, импульсивного Саши Машина с его замысловатыми суперсовременными полиритмами и рояля Евгения Борца, с которым у Хутаса за два десятка лет совместной работы сложилось почти телепатическое взаимодействие, плюс изысканная игра солистов — гитариста Максима Шибина, саксофониста Павла Скорнякова, трубача Алекса Сипягина
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Kle2Go «To Do Or Not To Do» (ArtBeat Music)

-10

Нет, это не джазовый мэйнстрим. Каждый из трёх участниковKle2Go — один «Кле», то есть мастер игры на фольклорных деревянных духовых и на кларнете Сергей Клевенский, и два «Го», то есть басист Антон Горбунови вибрафонист Владимир Голоухов — полистилистические универсалы, игравшие, каждый в своей жизни, и академическую музыку, и рок, и этнику, и джаз, и фьюжн. Всё это слышно и в их совместной музыке — всё это плюс захватывающий мелодизм, крепкое владение импровизационными языками разного происхождения (от бибопа до фолка) и, самое главное, то и дело проглядывающая в их игре всепобеждающая самоирония. Конечно, они демонстрируют мастерство; конечно, они много и с удовольствием играют с жанровыми шаблонами, тасуя и перемешивая их — но самое главное, что в чисто инструментальной музыке они умеют ярко и подробно рассказать историю, достучаться до эмоций слушателя.
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Алексей Козлов и трио Второе Приближение «Обэриуты» (ArtBeat Music)

-11

Десять лет назад отец-основатель советского фьюжн, саксофонист и композитор Алексей Козлов, наконец нашёл партнёров, с которыми смог реализовать давно лелеемый им проект с музыкой на стихи «обэриутов» — членов ОБЭРИУ (Объединения Реального Искусства), группы ленинградских поэтов и писателей, существовавшей в Ленинграде с 1927 и до разгрома всех литературных организаций, не вошедших в Союз советских писателей в начале 1930-х гг. Хармс, Введенский, Заболоцкий были в большой моде в годы «перестройки» 80-х, но даже тогда Козлов не нашёл единомышленников для адекватного отображения их текстов в музыке: джаз-рокеры и фьюжн-музыканты не были готовы так далеко уходить за пределы уютных канонов своих быстро костенеющих жанров. Единомышленники нашлись в лице членов «Второго Приближения» — пианиста Андрея Разина, контрабасиста Игоря Иванушкина и вокалистки Татьяны Комовой, которые с 1998 г. работают на тонкой грани между джазом, современной композиторской музыкой, этникой и свободной импровизацией. Остановились на стихах Николая Олейникова и Николая Заболоцкого. Альбом был записан и некоторое время лежал на полке, пока в 2018 музыкальное издательство ArtBeat Music не взялось выпустить его в рамках целой серии релизов к 20-летию «Второго Приближения». И оказалось, что в 2018 году его материал звучит пугающе актуально и едва ли не более современно, чем это могло было быть сделано даже в годы «перестройки».
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ