Вы знаете, я атеист. Любой человек, который пытается познавать мир рациональным способом, относится к идее существования неких высших сил, по меньшей мере, скептически, а в идеале, как к нелепой выдумке, которую опровергает весь комплекс знаний, накопленный человечеством.
Тем не менее, миллионы людей по всему миру продолжают верить в сверхъестественное, очевидно, находя, таким образом, ответы на вопросы по принципу наименьшего сопротивления, компенсируя недостаток собственных знаний или объективных пробелов в научной картине мира.
Отдельный интерес вызывают религиозные люди, которые выстраивают свою жизнь в соответствии с той или иной конфессией, выполняют обряды, опираются на определённые религиозные доктрины. Для них Бог не абстракция, а вполне конкретное явление, со своим сводом правил, с чёткой последовательностью действий, которые должны привести к позитивным для человека результатам.
Не стесняйтесь, пожалуйста, такого длинного предисловия, оно будет небесполезным для восприятия дальнейшего повествования.
Я вырос в православной семье, и всё детство провёл в церкви, поэтому моё восприятие искажено гораздо больше, чем у тех, кто о религии знает только в общих чертах. До определённого момента для меня было совершеннейшей нормой то, что происходит внутри православного храма. Это было настолько же обыденно, как поездка на метро или в автобусе для большинства наших сограждан. Со временем, когда мировоззрение более-менее сформировалось, поменялся и взгляд.
И сейчас для меня является совершеннейшей загадкой, как можно воспринимать всерьёз происходящее в церкви. Мы сейчас не будем говорить о догматике, о тех правилах и принципах по которым должен вообще-то жить настоящий православный христианин. Только о внешних атрибутах.
Не спешите кидаться помидорами, давайте проведём следственный эксперимент. Я вам нарисую картинку, максимально абстрактно, а вы сами решите, как вам.
Итак, вы закрываете статью, в которой повествуется, как буквально неделю назад зонд NASA - InSight приземлился на поверхности Марса (о котором, кстати, ни слова нет в Библии), отправил первые фотографии на Землю и приступил к сбору данных о строении планеты. Чудесным образом вы оказываетесь в просторном помещении, покрытым позолотой снаружи и внутри, с весьма диковинным внутренним убранством. Перед вами предстают мужчины разных лет, преимущественно бородатые, одетые в очень странные разноцветные одежды, напоминающие наряды торговой федерации из Звёздных войн. Эти господа совершают странные действия: бормочут какие-то заклинания на непонятном языке, размахивают какими-то железными штуками, из которых струится дым, периодически возносят руки к небу. Все эти действия совершаются с самым серьёзным видом, если не сказать пафосом.
Это самое общее описание, на которое я только способен. Ну как, не появилось лёгкого ощущения абсурда?
Семья, у которой я жил в США оказалась верующей. Одна просьба, и вот воскресным утром я стою перед огромным зданием, напоминающим аэропорт. Внутри схожая отделка: много стекла, огромные окна, просторные залы. Пройти чуть дальше - здоровая кофейная стойка, где можно налить себе кофе разных вкусов. Разумеется, бесплатно. Дальше несколько коридоров и мы попадаем в огромный концертный зал, вместимостью тысяч пять. Амфитеатр, сцена и экраны над ней.
Я бы сам не догадался, но это и есть церковь. Одного из самых распространённых направлений протестантизма в США – пресвитерианства. Называется «Hope Church».
Служба, если так вообще можно сказать, начинается. На сцене ударная установка, разные виды музыкальных инструментов, хор. Выходит парень, берёт гитару и начинает петь. Это сложно передать, ощущение, что подпевает не только зал, но даже стены. Оркестр, очень качественный вокал солиста, хор. Какие-то фантастические мелодии, которые с одной стороны минорные, с другой - какие-то очень радостные. Хочется закрыть глаза и просто слушать. Поют они церковные гимны, текст высвечивается на экранах, так что все имеют возможность подпевать. Это довольно бессмысленно описывать, это надо слышать.
После гимнов выступает пастор. Под тихую инструментальную музыку он рассказывает библейский сюжет про Иону и его поход в Неневию. Преодолевая своё незнание английского, я по паре фраз понимаю, о чём идёт речь, и дальше уже не испытываю проблем. Служба заканчивается.
Сказать, что это культурный шок – ничего не сказать. Настолько увиденное отличается от привычных, шаблонных представлений.
На выходе я вдруг чётко осознал, что американцы находят в такой религии. Всё просто. Красиво. Ненавязчиво. Они приходят в церковь не за ритуалами, а как будто на концерт в филармонию. В доброжелательную обстановку, где можно расслабиться, найти какое-то иное душевное состояние, без спешки и рутины. Без догм, атрибутики и представлений. Один на один с тем Богом, к которому они обращаются. И не важно, есть он или нет.
Когда мы вышли, я спросил у Вуди:
- Должны ли вы отказаться от чего-то, дабы попасть в рай?
Он ответил:
- Я так не считаю. Мы стараемся жить, как порядочные люди, по возможности помогать другим и не делать зла. И тогда всё будет хорошо.
Мелькнула мысль: очень неплохо, если Бог XXI века будет жить в этом здании.