Данная статья относится к Категории: Барьеры перед одарёнными детьми / подростками
«Я начал заниматься наукой очень рано - в пятнадцать лет стал студентом, в девятнадцать - окончил педагогический институт, в двадцать два года - имел две кандидатские степени. Однако это не было следствием раннего интеллектуального созревания. Скорее, даже наоборот. По складу характера и воспитанию я был типичным первым учеником, который легко схватывает поверхность вещей и быстро движется вперёд, не особенно оглядываясь по сторонам. Быть первым учеником всегда плохо, увеличивает опасность конформизма.
Быть отличником в плохой школе - а сталинская школа учёбы и жизни была во всех отношениях отвратительна - опасно вдвойне; для способного и честолюбивого юноши нет ничего страшнее старательного усвоения ложных взглядов и почтения к плохим учителям. Если бы не социальная маргинальность, связанная с еврейской фамилией, закрывавшая путь к политической карьере и способствовавшая развитию изначально скептического склада мышления, из меня вполне мог бы вырасти идеологический погромщик или преуспевающий партийный функционер.
Ведь убедить себя в истинности того, что выгодно и с чем опасно спорить, так легко... Плюс - агрессивное юношеское невежество, которому всегда импонирует сила. Мальчишке, который не читал ни строчки Анны Ахматовой, а с Пастернаком был знаком по одной-единственной стихотворной пародии, было нетрудно поверить докладу Жданова. Рассуждения Лысенко в силу их примитивности усваивались гораздо легче, чем сложные генетические теории. Дело было не в частностях, а в самом стиле мышления: всё официальное, идущее сверху, было по определению правильно, а если ты этого не понимал – значит, ты не прав. Просматривая сейчас свои статьи 1950-х, я поражаюсь их примитивности, грубости и цитатничеству. Но тогда я нисколько не сомневался, что именно так и только так можно и нужно писать.
Значит ли это, что я всему верил или сознательно лгал? Ни то, ни другое.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы