Найти тему
Екатерина Узакова

Поговорим о выпускных экзаменах

С 2009 года ЕГЭ – единственная форма выпускных экзаменов в школе и основная форма вступительных экзаменов в вузы. Больше десяти лет не утихают споры вокруг данной формы проведения экзамена.

С чего всё началось

Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в шестидесятых годах. Французские колонии в Африке приобрели независимость, и потоки мигрантов хлынули во Францию. В школах появилось большое количество детей с крайне низким уровнем образования. Но, тем не менее, детям иммигрантов необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, сильно упростив систему экзаменов. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен стал совмещаться с вступительным в ВУЗ.

Вскоре Францию захлестнули многочисленные демонстрации и акции протеста. Народ не принимал новую систему, считая, что она ведёт к «отупению» нации. Противостояние длилось недолго: уже через три года правительство, оценив результаты новой политики, отказалось от нововведений.

Однако, подобный экзамен отлично прижился в Америке. Он менее затратен и очень удобен. Теперь идея «два экзамена в одном» распространяется по миру.

Сегодня чётко чувствуется смещение акцентов, если в советское время получали аттестат об образовании, то сейчас все мысли и чувства выпускника направлены на подготовку к сдаче ЕГЭ. Ученик сконцентрирован на трёх-пяти предметах, которые он изучает углубленно, а на остальные предметы у него не остается ни сил, ни времени.

Улучшило ли введение ЕГЭ качество образования?

Ведь именно качество образования должно быть приоритетной целью реформирования.

Для оценки и сравнения качества систем образования специалистами разработан ряд метрик, среди которых наиболее известные: PISA, TIMSS и PIRLS. Группа Пирсон с 2012 года публикует свой индекс, рассчитанный по данным метрикам, а также по ряду других параметров, таких как уровень грамотности и количество выпускников по различным странам. Кроме общего индекса, рассчитываются две его составляющие: навыки мышления и успехи в обучении, опираясь на эти требования, рейтинг стран по качеству образования, выглядит следующим образом:

– Южная Корея (1 место), Япония (2 место), Сингапур (3 место) и Гонконг (4 место). Азиатские страны, где идеологией образования является преобладание усердия над врожденными способностями, чётко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчётности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.

– Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место. А Швеция опустилась с 21 на 24 место. Таким образом, страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, немного потеряли своё преимущество.

– Заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на семь мест до 13) и Польши (вверх на четыре места до 10).

Во многих странах Европы применяется аналог ЕГЭ – Matura, в США – это SAT и ACT, в Великобритании – A-level, в Германии и Австрии – это Abitur, во Франции - это Baccalauréat en France (Bac). Интересный факт, все эти страны не входят в десятку рейтинга образования.

Есть над чем подумать, не так ли?

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.