Деревенский стиль уходит своими корнями в уклад жизни крестьян-земледельцев, охотников, ремесленников и национальные культурно-бытовые традиции. Новый виток его развития попадает на середину XIX века. Зародившееся в Англии движение «Искусства и ремесла» не принимает идею массового производства низкого качества, которую принесла промышленная революция, и сохраняет интерес к кустарным техникам производства, природным свойствам доступных материалов.
Идеологов и сторонников движения вдохновляла природа. Они изучали региональные формы декоративно-прикладного искусства, применяли местные ресурсы, привлекали к работе ремесленников и создавали новые формы строительства. Гармония с природой, дом как место мира и покоя, семья, очаг — ценности мастеров этого направления. На волне интереса к местным традициям, техникам, материалам в американской архитектуре конца XIX — начала XX веков развиваются «ремесленное направление», стили бунгало и адирондак.
Ремесленный стиль
Основной планировочный прием — создание функционального пространства с камином или очагом. При проектировании стремились подчеркнуть ощущение простора, открытости комнат: деревенский дизайн был далек от украшательства. В простых, без орнаментации домах использовалось много работ по дереву, обычного квадратного сечения. Древесина выбиралась по качеству и текстуре и никогда не красилось. Особенно популярна была текстура дерева, распиленного по диагонали. Массивные бревенчатые колонны в сочетании с искусно обработанными круглыми и квадратными бревенчатыми стропильными балками — основа формы дома.
Мебель и стиль
Декор интерьера и мебели тоже элемент деревенского стиля. В Америке Густав Стикли продвигал ремесленный стиль, основанный на высоком качестве врубок и соединений элементов. Дизайн строился на красоте грубоватого материала и искусстве и квалификации мастера.
Работы Стикли, радикальные для своего времени, сочетали прямоугольные обрамления и скульптурные формы. Прозрачные отделочные покрытия подчеркивали качество фактуры древесины. Были разработаны рецепты для обработки грубых поверхностей и придания дереву состаренного вида с эффектом патины.
Бревенчатый — значит естественный
Адирондак — стиль суровых охотников, романтиков первопроходцев, обитателей первых бревенчатых хижин и их «потомков» — путешественников и туристов, убегающих от цивилизации в глушь, на лоно природы. За названием стоят горы Адирондак и архитектура Грейт Кемпс в штате Нью-Йорк — лагерей для богатых с постройками в деревенском стиле. В бревенчатых домиках, расположенных на озерах и в горах, состоятельные горожане проводили время отпуска.
Стиль Adirondack Camp в конце XIX века разработал дизайнер и девелопер Уильям Вест Дюран. Постройки отличались высоким мастерством строителей и использованием естественных материалов — камня, березовой коры, веток, бревен. Мастера вручную создавали богато декорированную мебель из найденного в этой же местности сырья. Шпон из березовой коры на письменных столах-бюро, ящиках шкафов, абажурах ламп, рамах зеркал стал визитной карточкой стиля. Аппликации из веток с геометрическими узорами имитируются повсюду в Америке.
Рустик
Современные мастера не ограничивают себя историческими прототипами. Оригинальная мебель в природном или рустикальном стиле может быть изготовлена из древесины любой породы.
Рустик перестал быть принадлежностью только деревянного дома. Он может передать аромат природы в любом жилом помещении в городе и сельской местности. Выбирая мебель или декор в деревенском стиле, человек инстинктивно окружает себя природой. Cпустя полтора века брутальная мебель из бревен, коряг, рогов по-прежнему притягивает красотой ручной работы, с помощью этого оригинального декора природа входит в дом.
Читайте статью целиком на сайте журнала «Деревянные дома»