Найти тему
Планета Беларусь

Что известно о новом имени в белорусской фотографии — Савве Сивко

Оглавление

Любовь Гаврилюк, planetabelarus.by

«Фатограф Любчанскага краю» Савва Сивко родился 130 лет тому назад, а известен стал только сейчас. В Национальном историческом музее открылась выставка об авторе, о котором с полным правом можно сказать: «Представлен впервые».

О Савве Сивко рассказывает Надежда Савченко, заведующая отделом письменных и изобразительных источников Национального исторического музея.

Савва Сивко, автопортрет 1940-х. Фото: фонды Национального исторического музея Беларуси

ШЕСТЬ ЭКСПЕДИЦИЙ И МНОГО ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ

После семи лет германского плена солдат Первой мировой войны Савва Сивко вернулся на родину: в Сенно Новогрудского повета, а затем в Воложинский повет (начало 20-х). И вернулся с тремя профессиями: сыродела, тракториста и фотографа. Фотография оказалась самой востребованной.

Но это сейчас обстоятельства жизни Саввы Владимировича более-менее прояснились, а еще полтора года назад о нем не было известно вообще ничего. От частного коллекционера в музее узнали об анонимном архиве стеклянных пластин межвоенного времени – без названий, персоналий, без мест съемки. Зато пластин было 582, и это чудо, что сохранился такой объем хрупкого материала. Сначала специалисты обозначили Любчанский замок и его главную башню, потом очертания церквей, позже рассмотрели вывески на здании польско-белорусской школы, курсов вязания (!), флажки польского Красного Креста у школьников в дереве Куписк. Опознали местных священников и так постепенно очертили регион поисков. В дальнейших разысканиях помогли бывшая учительница Тамара Леонидовна Гавритенко, земляки Саввы, нынешние жители Любчанского края. И еще бывшие школьники, вернее, их потомки — ведь во многих семьях хранили групповые фотографии учеников и учителей. Наконец, 98-летний Иван Игнатьевич Комар вспомнил имя автора фотографий.

В ходе всех находок и приобретений собралось 1027 стеклянных негативов, из них для экспозиции 170 отпечатаны методом контактной печати (фотохудожник Альберт Цеханович). Полностью всю коллекцию можно увидеть на мониторе, как и видеоинсталляцию и рисованный фотоэкран. Односельчане и выходцы из любчанских местечек приехали на открытие выставки – настолько важной для них оказалась судьба фотографа, который снимал их близких, их семейные истории и события. Ни много, ни мало с 1924-го до 1976 года! Самой активной оказалась группа учеников/потомков местного математика Михаила Четырко: сейчас они планируют благоустроить могилу Саввы Сивко. А музей планирует издание альбома и показ выставки в Любчанском замке. Вторая часть всего этого исследования – «Любчанский край. Люди и время» (куратор Альберт Цеханович) — современная, снятая в экспедициях, тоже будет показана в музее. Отсылки к прошлому, перекличка сюжетов, новые люди должны продлить краеведческую историю, вывести ее в новое время.

КАКИМ ВЫ БЫЛИ, ДЕРЕВЕНСКИЙ ФОТОГРАФ?

Точнее, как им стать? Ездить по местечкам в округе 25-30 км. Снимать семейные портреты, свадьбы, похороны, приезд новогрудского воеводы, крестный ход, новорожденных и выпускников школы. Ну и что, что помимо частных домов, церквей и кладбищ, в советские годы появились Дома культуры, зато персональные портреты всегда массово использовались для паспортов и страховых документов.

-2

Свое свадебное фото Савва Сивко с женой Евгенией делал сам - дернул за ленточку автоспуска, которую держал в руке. Фото: фонды Национального исторического музея Беларуси

Значит, надо знать определенные каноны документальной съемки, возить с собой рисованный экран (фон для фотографий) и все необходимое оборудование. Кстати, устойчивость и распространенность этих канонов продемонстрировал не только Савва Сивко, но и польский фотограф Якуб Смольский, чьи фотонегативы на бумаге (у Саввы — на стекле!) того же времени хранятся в Подлясском музее в Белостоке.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

Исторические эпохи сменяют друг друга. Кроме односельчан в кадрах Саввы Сивко появляются польские солдаты, жандармы, красноармейцы, немецкие солдаты. Вспомним теперь недавнюю выставку «Из полесского архива Софьи Хоментовской» (1928 – 1933) в том же Историческом музее: там юная владелица усадьбы снимала жанровую фотографию, где все делали по-другому: стирали белье, сушили сети, хоронили близких, солили огурцы. Вымачивали овощи в бочках — в озере, на огороженной водной «делянке»! Кошка убегала от собаки иначе, даже крестьяне на свадьбе Хоментовских стояли не так, как теперешние гости. Софья оставила в наследство потомкам земной космос деревни Парахонск, и это тоже отдельная, локальная история.

Петр Таранда и его послевоенные Барановичи («Мирное время») – еще одна провинциальная страница, которая вплетена в визуальные хроники Беларуси. Витебская и Гродненская области первой четверти прошлого века в снимках Павла Волынцевича («Фотолетопись длиною в полстолетия») были в числе первых региональных коллекций. И это не официальная протокольная съемка, а семейная, местечковая, фабричная. Один к одному складываются архивные проекты, исторические паззлы документов, а интерес публики – лучшее доказательство, что исследователи музея складывают очень нужный вектор, интеллектуальный, своевременный и сердечный.

Хотите знать все о путешествиях по Беларуси, подписывайтесь на канал planetabelarus.by в Яндекс Дзен