Она привлекала внимание красотой, артистизмом и прирождённым талантом. О её поклонниках слагали легенды, поговаривая, что именно она была замешана в убийстве Григория Распутина, столько загадочных предположений и слухов было связано с её именем...
Летним вечером 1889 года в Ярославле на свет появилась девочка, которой суждено было стать известной. Отец был признанным антрепренёром, а мать драматической актрисой. Вера с детства отличалась необычной внешностью, которая постоянно вызывала восхищённые взгляды мужчин.
Играть с другими детьми ей было совсем неинтересно, и целыми днями она пропадала на репетициях в отцовском театре, любуясь преображением знакомых ей людей, представляя себя в той или иной роли. Поэтому когда девушка через несколько лет решила стать актрисой, никто не удивился. Она уехала в Москву и легко поступила в театральное училище. Только через год «грянул гром» среди ясного неба, врачи обнаружили у неё серьёзные проблемы со здоровьем.
Судьба сыграла с ней злую шутку. Мечта, которую девушка лелеяла с раннего детства, наконец-то сбылась, но тут же испарилась как воздушный замок. Вера была вынуждена вернуться домой и начать сложное лечение. Она мужественно переносила болезненные процедуры и проводила долгие томительные часы в кровати. Однако, когда у человека есть цель, для него не существует препятствий, ведь в жизни возможно всё.
И после продолжительного лечения, девушка объявила всем о том, что хочет стать балериной. «Актриса во мне никогда не умрёт», — говорила Вера. Родители не стали её отговаривать, а просто наняли лучшего по тем временам балетмейстера. Ивану Хлюстину, удалось в кратчайшие сроки помочь ей овладеть всеми премудростями. Выработать технику, усовершенствовать пластику движений, отшлифовать индивидуальный стиль.
Уже через год Вера смогла поступить в то же училище, но уже на класс хореографии. Не зря ведь говорят, что если есть цель — можно и горы свернуть. Успех не заставил себя ждать, он пришёл незамедлительно. Каралли сразу заметил выдающийся балетмейстер Александр Горский, она стала его любимой ученицей. И уже в свой первый сезон Вера танцевала основные партии в балетах: «Раймонда», «Лебединое озеро», «Баядерка» и «Дон Кихот».
Безусловно, многие критики возмущались, считая, что её техника хромает, находили погрешности в движениях, повороте головы, грации, а многочисленные почитатели просто боготворили, следили за каждым выступлением и восторгались изяществом юной балерины.
Её танец был словно полёт в неизвестность. На сцене Вера летала как пёрышко, и совсем забывала не только о спине, но и обо всём на свете. После того как она станцевала в Мариинском театре миниатюру «Лебедь», критики стали писать о том, что Каралли лучше самой Анны Павловой. Говорили, что она напоминает гордого лебедя, а Павлова всего лишь «миловидная чайка».
В 1909 году именно Веру пригласил знаменитый Сергей Дягилев на «Русские сезоны» в Париж, хотя он мог взять и Тамару Карсавину, и выдающуюся Анну Павлову. А поехал в Москву за ней, 20-летней юной красавицей Каралли.
В театре Шатле собрался весь цвет парижского общества, чтобы посмотреть балет Михаила Фокина «Павильон Армиды». Это был триумф русского балета.
Приехавшая туда Павлова, потребовала, чтобы её утвердили на главную партию Армиды, хотя Вера уже открыла русский балетный сезон в Париже. Профессионализм всё же победил молодость, а Дягилев не стал перечить первой приме России.
Вера уехала из Парижа. Она не любила ссоры, да, и к чему было бороться за место примы, ведь рядом с ней был он — неподражаемый Леонид Собинов. Блестящий тенор, и просто обаятельнейший дамский угодник. Жизнь Каралли резко изменилась, мужчина, которого все называли блистательным Орфеем русской сцены, будто потерял голову.
Он писал ей любовные послания в стихах, признавался в искренности своих чувств, неистово скучал и ревновал, но вот делать предложение совсем не спешил, ему хватило предыдущего неудачного брака.
В 1914 году Веру пригласили сняться в драматической картине Петра Чардынина «Ты помнишь ли?». Эта была одна из первых работ российского кинематографа. Современники Каралли писали, что когда актриса вошла в комнату, все присутствующие замерли, поражаясь её лучезарной улыбкой и необыкновенной притягательностью.
Её фотографии украшали плакаты, журналы, афиши, а томные чудные глаза невозможно было забыть. Вера разрывалась между кинематографом и балетом. Однако, так сложилась её судьба, что и там, и там у неё были прославленные конкурентки: в кино — Вера Холодная, а в балете — несравненная Анна Павлова.
Почему-то многие называли Каралли и демонической, уж очень она была красива и таинственна, непредсказуема и волнительна. Её обаяние покорило сердце и Великого князя Дмитрия Павловича (двоюродного брата Николая II).
Благодаря его протекциям Вере разрешили не только танцевать в балете, но и сниматься в кино (она сыграла примерно в 30 картинах). Впоследствии кино промышленник Александр Ханжонков скажет о том, что в императорской России не было даже уголка, в котором бы не знали Веру Каралли. Фильмы с её участием всегда ждали и смотрели с огромным удовольствием.
С князем Дмитрием связать судьбу ей то же не удалось. Трагические события декабря 1916 года в какой-то мере стали причиной их расставания. Дмитрий зачем-то попросил девушку написать письмо-приглашение Григорию Распутину, но предупредил, чтобы она не снимала перчаток. Каралли не обратила ни малейшего внимания на такую мелочь и всё сделала как попросил возлюбленный.
Только потом Вера узнала, что в ту таинственную ночь отравили Распутина (добавили яд в миндальные пирожные и мадеру, но на него он не подействовал). Как потом выяснилось вместо яда убийцам отдали простой аспирин. Подозревали в этом и Дмитрия, а кто и саму Веру, которая написала то злополучное письмо, представившись анонимной поклонницей.
Тайна тех поступков и сегодня ещё не раскрыта. Каралли рекомендовали срочно выехать из города и отправиться к морю. Она отправилась в Ялту, а там прочла свой некролог. Вот так раньше вершили судьбы знаменитых людей.
С началом революции Каралли уезжает за границу на последнем пароходе в Константинополь. Туда она попала в одном платье, и только благодаря заморскому поклоннику ей удалось как-то сводить концы с концами.
Однако, вынужденная эмиграция придаёт ей новые силы. Она начинает чаще выступать, снимается уже у прославленного немецкого режиссёра в фильме «Месть женщины», но студия разоряется и актрисе не оплачивают съёмки. Много чего случается в жизни танцовщицы, но она ни о чём не жалеет, работает, гастролирует, обучает юных артистов хореографии.
Каралли жила и в Вене, и в Бухаресте (где она создала национальный балет Румынии), в Литве и во Франции. Эта смелая женщина научилась довольствоваться тем, что имела, живя в изгнании.
И только в 1964 году, когда Большой театр приехал в Вену, на сцену вышла она. Юрий Григорович, Марис Лиепа, Майя Плисецкая долго не могли прийти в себя, находясь в шоке после встречи с живой легендой Императорского Большого театра, которая пребывала в полном здравии. Вера Алексеевна даже пригласила всех в гости, утаив тот факт, что ей пришлось продать диадему, чтобы достойно встретить соотечественников.
Её богатый сценический опыт помог открыть новые таланты, выпестовать не одно поколение замечательных танцоров, которые и сегодня с благодарностью вспоминают великолепную балерину и бесподобную женщину, ставшую символом целой эпохи.