Найти тему

Как "Сплит" держит зрителей в напряжении

В эру фильмов, у которых спец.эффекты главное и единственное достоинство. Скучных, забыть которые в несколько раз проще чем запомнить, вот такие тихие и скромные, но отлично написанные истории могут оказаться в невыгодном положении. Хорошо еще в "Сплите" играет сам Джеймс МакЭвой, и многие заинтересуются фильмом именно поэтому. Идея у картины тоже неплохая и часть зрителей придет посмотреть, что произойдет на экране с человеком со многими личностями. Но самое главное, самое важное, если вы ищете историю, которая была бы интересной - это то, как она написана. А картина про похищение девочек человеком со многими личностями написана хорошо.

Даже не так. Она написана ХОРОШО. Она держит зрителей в напряжении до самого конца, используя разные сценарные техники, наблюдать за воплощением которых на экране, просто наслаждение.

И в этом главное достоинство "Сплита". Вы следите за происходящем на экране не потому, что уже заплатили деньги за билет или за подписку на Нетфликс и, вроде как, раз начали смотреть почему бы не досмотреть до конца? Вы смотрите потому, что картина делает все, чтобы вы не могли оторвать взгляд.

Как же фильму это удается?

Спойлеры, спойлеры, дальше будут спойлеры

Спойлеры, спойлеры, дальше будут спойлеры

Спойлеры, спойлеры, дальше будут спойлеры

Спойлеры, спойлеры, дальше будут спойлеры

Тысячи их !

Часто фильмы ограничиваются малым. Зрители любят переживать за главных героев в трудной ситуации, любят нервничать, гадая удастся им спастись (или их спасти) до того, как маньяк совершит немыслимое или нет. Поэтому, если перед вами ленивый фильм, то помимо, собственно, похищения, он набросает на экран клише, покажет пытки крупным планом и на этом успокоится. Все, наверное, видели не один и не два таких фильма, которые смотришь, если заняться больше нечем.

Но "Сплит" не таков. Он на похищении не останавливается. Для него это только начало. Раз, и он вводит в игру психиатра главного героя - доктора Флетчер, у которой ей все шансы догадаться, что происходит и помочь пленницам. Фильм филигранно работает с этой своей линией, аккуратно вбрасывая по ходу повествования тревожные звоночки - герой МакЭвоя шлет ей письма среди ночи, а днем появляется как ни в чем не бывало. Доктор в какой-то момент догадывается даже о том, что перед ней не одна из уже довольно знакомых ей личностей, а та, чужая, опасная, судя по отзывам остальных ипостасей героя МакЭвоя.

Тут уж внимательный зритель должен напрячься. Прочие личности отзываются о Патриции и Деннисе крайне негативно и даже лишают их права на "свет" - управлением телом Кевина, и, конечно, сюрприз-сюрприз именно с этими личностями и приходится столкнутся похищенным девушкам.

И более того, эти "больные" Патриция и Деннис говорят, что грядет зверь, который делал с людьми страшные вещи, добавляя к беспокойству по поводу себя и надеждам на то, что доктор Флетчер их расколет - новую и еще более страшную угрозу. Ну, что ж это за зверь такой, если такая личность как Деннис говорит о нем, как о чем-то страшном, а?

Атака на зрителя идет со всех сторон. У нас есть и реальная угроза от Денниса и Патриции, которая превращается по мере развития фильма в ожидание еще большего зла от этого неизбежного зверя, есть и надежда, что спасение все-таки возможно. Надежда, которая руками умелых авторов картины постоянно подвешивает зрительское внимание. Догадается доктор или нет? Догадается или нет?

А дальше - вишенка на торте. Нечто сходное с тем, что делает, например, серию фильмов про Пилу такой хорошей. Только там, к стандартному набору маньяк+успеют детективы или нет, добавляется реальная возможность у жертв выжить, "выиграв". А в "Сплите", у девочек есть некий, призрачный, как заявляет нам картина, но все же шанс, обмануть похитителя, когда им владеет личность-ребенок Хедвиг. Которую хотя и легко достаточно обмануть, но которая заодно с убийцами, а кроме того старается подчиняться их правилам.

Здорово же?

Добавьте к тому конфликты в каждой сцене, которые в отличие от сцен, в которых никакого противостояние не происходит - делают фильмы интересными и получится творение М. Найта Шьямалана. Высококлассный "Сплит".

Он, правда, не то чтобы идеальный. Например, когда психиатр пишет, что нужно назвать полное имя Кевина, чтобы он снова овладел собственным сознанием, но, отчего-то не собирается этого делать сама, предпочитая умереть. А затем Одна и девушек вызывает его, но когда зверь снова захватывает власть предпочитает отчего-то (видимо, читала сценарий) поверить ему в том, что Кевин больше не появится и перестает пытаться его вызвать. В фильме есть еще подобные моменты. Но если бы он был полон клише, в нем было бы меньше конфликтов и он не цеплял внимание зрителей всеми возможными способами, все его косяки были бы большой проблемой. А так, их, вполне вероятно, вообще мало кто заметил. Как и всегда, когда что-то у фильма хорошо - ошибки очевидны не особо.

И в итоге у авторов получилось отличное кино, в первую очередь для тех, кто любит фильмы напряженные.

[Подписывайтесь на канал, если хотите узнать, почему вам нравятся фильмы, которые вам нравятся и научиться сходу определять такие фильмы]

Канал о кино в ВК