Неоднозначная премьера Нижегородского театра драмы – спектакль «Три сестры» (12+) в постановке московского режиссера Валерия Саркисова – состоялась 12 и 18 декабря. Мнения зрителей на этот раз разделились: от восторженного обожания до полного недоумения.
Повышенное внимание театралов подогревалось заявлением постановщика, утверждавшего, что если бы не было Чехова, он не стал бы режиссером. 37 лет назад «Три сестры» были дипломным спектаклем Валерия Саркисова. Кроме того, в театре появились талантливые молодые актрисы, подходящие на ведущие женские роли. Казалось, сошлись звезды, место и время…
В старинном антураже
В декорациях, приветливо распахнутых к зрителю, полностью воссоздан Онегинский зал в доме-музее Станиславского. Играть в них можно всю отечественную драматургию XIX века: от Пушкина до Чехова. На фоне спокойного классицизма в четырех картинах разворачивается драма семьи Прозоровых.
Сначала весна, наполненная ожиданиями, свойственными молодости, потом охлаждающая чувства зима, затем тяжелое лето с пожаром, обострившее домашний конфликт, и, наконец, печальная осень – время расставаний, с которой, кажется, погасли все надежды. Свою пьесу Антон Павлович недаром называл «поэмой» – играть ее обыденно, без актерского ансамбля и деликатно созданной особой атмосферы – нет и смысла браться. Однако Валерий Саркисов решительно замахнулся на святое произведение отечественного театра. В результате получилось ровно то, что заложено в текст самим Чеховым, а режиссерская концепция спряталась где-то в тени великого классика.
Три сестрицы под окном…
В женских образах зрителям были продемонстрированы три женских архетипа: женщина-ребенок, женщина-любовница и женщина-мать. Если герои пьесы мучаются рассуждениями о грядущей постепенной и неизбежной деградации интеллигентных людей, попавших в болото мещанской провинции, то в спектакле этот процесс можно констатировать как уже свершившийся.
В день именин младшей сестры Ирины (Маргарита Баголей) постепенно собираются все персонажи: члены семьи и гости – офицеры военной батареи. Казалось, совершеннолетие означает переход во взрослую жизнь, но отнюдь не по ее поведению. Лежать на подоконнике, истерически валяться на полу и бить ногами, кричать, демонстрируя крайние эмоции.
Трудно узнать в Маше (Марина Львова) – средней из сестер – благородную замужнюю даму, некогда знавшую несколько иностранных языков: пропустить одну за другой рюмочку, с вызовом бросать резкие реплики, презирать мнение окружающих, орать из окна, как раненый зверь, в финале – все это приметы настоящего времени. Возможно, так сестер хотели приблизить к зрителю, сделав их понятнее, но образы получились примитивными.
Хозяйка дома – старшая сестра Ольга (Мария Мельникова), учитель гимназии, как показалось, из всех женских образов наиболее всего соответствует духу времени и статусу дворянской семьи. По ее воспоминаниям мы судим о былом счастье и прежней жизни в Москве. В ее сдержанных манерах ощущается напряженный нерв давно и глубоко спрятанных чувств.
Через отрицание к смирению
Постепенно к финалу привыкаешь к несоответствию возрастов актеров. Андрей Прозоров (Юрий Котов), годящийся сестрам в отцы, – аутичного типа интроверт, прячущийся то за скрипку, то за детскую коляску. Или подполковник Вершинин (Николай Смирнов), который должен быть не ровесником сестрам, а намного старше и опытнее их. Барон Тузенбах (Андрей Соцков) – почему-то поручик в штатском сюртуке, обладатель шикарной шевелюры, пять лет однообразно повторяющий об отставке.
Все это можно было бы пропустить, если бы за постановкой стояло свежее решение образов, найденные неожиданные смыслы или новая актуальность тем. Тем не менее для части нижегородских зрителей достаточно созерцать красивые костюмы (прекрасного художника Андрея Климова) на страдающих героях, помещенных в условные исторические обстоятельства. Наверное, узнав в них себя?
И все-таки на премьеру стоит сходить, чтобы увидеть немало удачных актерских работ: прагматичная Наталья (Алина Ващенко), вечный оптимист трогательный учитель Кулыгин (Валентин Ометов), грубоватый романтик Соленый (Олег Шапков), трагикомичный доктор Чебутыкин (Алексей Хореняк). Пустой дом, что на время объединяет их, где все выходят на сцену жизни и играют определенную роль, сосуществуя порознь, не слыша друг друга, и есть главный символ современности.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Андрея АБРАМОВА