Найти тему
baylanto книги

Головные уборы индейцев Северной Америки

Наголовная тесемка с пером, которую европейские художники, похоже, считают "национальной индейской", вроде такой, как на фотографии ниже, на самом деле, почти не встречается ни у мужчин, ни у женщин.

Такой простенький головной убор был принят лишь у нескольких племен на северо-востоке. Намного чаще встречались более широкие, иногда затейливой формы, щедро украшенные головные повязки, которые вполне можно называть тиарами:

-2

Наголовная тесемка могла поддерживать платок, который носили наподобие арабской куфии:

-3

"Куфию" могли укладывать довольно затейливо:

-4

Однако гораздо чаще платок повязывали вокруг головы вместо этой тесемки:

-5

К девятнадцатому веку индейцам, особенно на востоке, стало очень просто покупать не только ситец, но и шелк, и повязки из платков стали очень распространенной модой. Некоторые модники наворачивали на голову по нескольку платков, так что получались настоящие тюрбаны.

Наголовная повязка могла быть и из меха, превращаясь часто в шапку:

Причем относительно меховых шапок разные американские и канадские источники расходятся: одни считают, что шапки со свисающими хвостами белые позаимствовали у индейцев, другие - что произошло ровно наоборот. Возможно, истина где-то посередине: белые позаимствовали шапки у индейцев, потом передвинулись дальше по географии, и у них идею шапок позаимствовало другое племя. 

-7

У многих равнинных племен тюрбан из меха выдры был вещью статусной, и носили его только заслуженные люди.

Индейцы, надо сказать, очень быстро подхватывали новые веяния, и всякие предметы одежды не были исключением. Так, например, европейские шляпы вовсе не были чем-то чужим для индейцев. Правда, были индейцы, которые додумались и до концепции соломенной шляпы, но находились они далеко на западе, на Тихоокеанском побережье, тлинкиты и хайда:

-8
-9
-10

На шляпах были узоры (не нарисованные, а плетеные), по которым иногда можно было судить о происхождении индейца и его месте в обществе.

Женщины носили шляпы такого же типа, но иногда еще и простые соломенные шапочки без полей:

-11

А вот это вещи посолиднее - тлинкитские шлемы:

-12
-13

Дальше к востоку встречались боевые рогатые шлемы:

-14

Этот вид головного убора использовали только сиу, и только для выдающихся членов племени.

Как видите, и в прическах, и в головных уборах у североамериканских индейцев царит большое разнообразие, и выбрать среднестатистический образ индейца невозможно: надо обязательно смотреть, какого он племени, социального положения, насколько тесно контактирует с белыми...

Э! - скажет внимательный читатель. - А как же самый популярный индейский головной убор, без которого ни один фильм про индейцев не обходится?

Вот такой, что ли?

-15

Дело в том, что таким уж распространенным - вот прямо от океана до океана - этот головной убор стал буквально в последние полтора века. А до начала 19 века этот убор носили вожди и выдающиеся воины буквально десятка равнинных племен, и белые все века, прошедшие с начала колонизации американского континента, такого чуда не видали, разве вот такую перьевую шапочку, которую носили у ирокезов:

-16

А что перья можно выстроить торжественным строем, никто и не подозревал, пока в конце 1820х годов не прибыл в Вашингтон с визитом Петелешаро, вождь пауни:

-17

А заимствоваться другими племенами перьевой убор начал намного позже, когда в Оклахому согнали индейцев со всего континента. Роскошные перьевые уборы сиу и пауни привлекали внимание туристов, в каждой индейской деревне туристы хотели увидеть вождя именно в таком прикиде - и индейцы других племен тоже начали мастерить перьевые уборы.

Первая часть статьи - здесь

Для иллюстраций использованы рисунки художников 19 века и фото с индейских сайтов

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на наш канал и лайкайте :)