2018 год - исторический для российского кинематографа: впервые в постсоветскую эпоху по обсуждаемости и по художественный уровню телесериалы обогнали игровые полнометражные кинофильмы, если сравнивать самых значимых представителей этих двух направлений. Смотреть и хвалить российские сериалы теперь не стыдно даже среди элитных кинокритиков. Речь идет конкретно о трех продуктах, продемонстрированных широкой аудитории в 2018 году: "Домашний арест", "Звоните Дикаприо", "Обычная женщина". Эти примеры дают основание сделать вывод о том, что за последние 1-2 года уровень сериального ремесла в России сделал качественный рывок. Лучшие российские актеры, режиссеры, сценаристы идут в сериалы и вовсе не от безысходности, в Европе, в Голливуде такое давно не редкость. Неслучайно режиссерами вышеупомянутых проектов стали кинематографисты, никогда не имевшие репутации "сериальных режиссеров" - Петр Буслов, Жора Крыжовников, Борис Хлебников. Каждый из них ранее успешно реализовался в полнометражном формате.
Как и в авторском кино, в наших сериалах фигура режиссера становится ключевой или по меньшей мере очень важной (например, главным создателем "Домашнего ареста" является не режиссер, а сценарист - бывший КВНщик Семен Слепаков). Создатели "Домашнего ареста", "Звоните Дикаприо", "Обычной женщины" нашли золотую середину между телевизионной "попсовостью" и кинематографическим авторским видением, между потоковым производством телеконтента (которое, кстати, высмеивается в "Дикаприо") и тщательной проработкой всех компонентов на уровне крупных полнометражных проектов. С другой стороны, в 2018 году не было, например, нового Звягинцева или Быкова, не было чего-то скандального, типа прошлогодней "Матильды", самого обсуждаемого российского фильма последнего времени - можно сказать, в этом году не столько "сериальщики" были сильны, сколько "киношники" оказались слабы в противостоянии этих двух категорий, что не умаляет достижения нашей сериальной индустрии. Посмотрев три лучших русских сериала 2018 года, выделю несколько особенностей, которые их объединяют. Внимание, есть спойлеры!
1. Стресс-экшн.
Так я называю особое нервозное настроение, сопровождающее действие во всех трех сериалах. Это как саспенс у Хичкока, только "на максималках" и на протяжении всех серий почти от начала и до конца. Герои пребывают в запредельных кризисных состояниях, на грани полной жизненной катастрофы: в "Звоните Дикаприо" актер Егор Румянцев (Александр Петров) узнает о своей серьезной болезни и судорожно пытается не сойти с ума; в "Домашнем аресте" мэр небольшого городка Аркадий Аникеев (Павел Деревянко) попадается на взятке и с помощью невероятной хитрости пытается сохранить свою свободу и благосостояние; "обычная женщина" Марина (Анна Михалкова) тайно от своей семьи занимается сутенерством, в какой-то момент ее бизнес, ее двойная жизнь, здоровье, а также безопасность родных оказываются под угрозой. Все эти герои вынуждены быстро и хладнокровно решать серьезные проблемы, их жизнь - круглосуточный стресс, идущий по нарастающей с каждой новой серией. Безумная гонка за самим собой или от самого себя. Нервное, беспокойное, почти паническое настроение передается зрителю, с финальными титрами каждой серии так и хочется выкрикнуть "Ну трындец!", только в более нецензурном варианте.
2. Смех сквозь слезы.
Или слезы сквозь смех. Смотреть столь напряженное зрелище было бы тяжко без комедийных элементов. В большей степени это касается "Домашнего ареста", комедии в чистом виде (как мы помним, саму историю придумал не кто-нибудь, а известный комик), хоть и не без моментов, когда хочется зареветь от безнадеги (например, в нескольких эпизодах с кандидатом в мэры, "простым русским мужиком" Иваном Самсоновым). Финал оставляет чувство горечи, когда выясняется, что вместо хэппи-энда произошло, по сути, очередное падение в бездну. "Звоните Дикаприо" содержит множество комичных эпизодов (все-таки есть комедийный талант у Александра Петрова), но как комедия сериал не воспринимается - скорее как психопатологическая драма, разбавленная иронией и сатирой, чтобы совсем уж не вынести мозг зрителям заморочками героев. "Обычная женщина" меньше всего похожа на комедию (по жанру это нечто близкое к авантюрной драме и детективу), но история в целом подается как что-то забавное, диковинное (надо же, беременная женщина - сутенерша!), благодаря чему немного снижается градус драматизма и трагичности (начинается сериал с убийства красивой девушки, в финале остается намек на еще одно убийство в ближайшем будущем, плюс несколько "тяжелых" второстепенных сюжетных линий).
3. Плохой хороший человек.
Везде главный герой - "плохой хороший человек", или "хороший плохой", как угодно. Мэр из "Домашнего ареста" мало того, что злостный коррупционер, так еще и мерзкий, скользкий, хитрый тип, который впрочем может и влюбиться, и бескорыстно помочь мальчику-инвалиду, и сделать еще ряд добрых дел. В этом сериале вообще нет очевидно положительных героев (у каждого свои "косяки"), но с первой же серии они воспринимаются, как родные. Не симпатизировать им невозможно. В "Дикаприо" фактически два главных героя - два брата-актера, и если младший (Александр Петров) творит полнейшую дичь, но мгновенно располагает к себе виноватой улыбкой, то старший (Андрей Бурковский), на первый взгляд, образцовый муж и отец, ничего плохого не делает, но вызывает ярко выраженное отторжение. Чувствуется в нем неприятная, опасная сущность, и в финале зрительские ощущения подтверждаются. Марина, которая "обычная женщина" - человек вроде бы нехороший (потому что сутенерша, обманщица), но по мере развития действия раскрывается ее просто золотая натура, добрая женская душа, которую сложно разглядеть за маской жесткой бизнес-вумен. Впрочем, полного оправдания ее поступкам авторы сериала не предоставляют.
4. Смазанные финалы.
Главный недостаток сериалов, из-за которого лично у меня не получается уверенно назвать их шедевральными. Близко к шедевру, но... чуть-чуть не дожали в конце. Полагаю, это типичная проблема для многих хороших сериалов, не только российских. Финал в "Домашнем аресте" - словно наспех придуманный хэппи-энд, выбивающаяся из общего настроения и не вызывающая радости идиллия. С другой стороны, в финале можно увидеть намек на другую проблему российского чиновничества на буку "К". Победили в локальном масштабе коррупцию, но ей на смену пришло кумовство. Однако намек получился робкий, спешный, неубедительный. Финал "Звоните Дикаприо" бьет в лоб грубым использованием избитого библейского мотива об убийстве брата братом. После финальной серии остается жесткое ощущение незавершенности (есть противоречивые сведения относительно возможности второго сезона), подобный исход напрашивался по ходу сериала, но момент выбран максимально неуместный. Финал "Обычной женщины" - очевидный "мостик" на второй сезон. Сериал заканчивается буквально на самом интересном месте, мучая зрителя интригой - на мой взгляд, недостойный прием для продукта столь высокого уровня.
***
Мой рейтинг сериалов:
1. "Домашний арест" - 7,5/10
2. "Обычная женщина" - 7,5/10
3. "Звоните Дикаприо" - 7/10.