Найти тему
Наш край

Падение на дно. Как становятся бомжами

Пожилой мужчина кажется совершенно равнодушным к окружающему миру
Пожилой мужчина кажется совершенно равнодушным к окружающему миру

Рассказывая о своей жизни, Андрей то и дело переходит на английский язык. И это совсем не удивительно, ведь за свои пять с половиной десятков прожитых лет он успел побывать в разных странах и на разных континентах. Какое-то время назад он около двух лет жил в «большом яблоке» – Нью-Йорке.

Удивительно другое: беседа с этим человеком проходит в стенах дома ночного пребывания в Барановичах, где временный приют нашли те, кого принято называть бомжами.

И Андрей сегодня относится к их числу.

Как становятся бомжами

Как получилось, что человек с хорошей профессией и интересной, насыщенной жизнью вдруг опускается на дно? Дело тут совсем не в злом роке или происках врагов, хотя, если попытаться спросить об этом у тех, кто проделал путь вниз, можно услышать десятки душещипательных историй про коварство, обман, равнодушие и болезни. Однако знающие люди предупреждают: всему услышанному верить не стоит. А причина попадания на дно в большинстве случаев проста и банальна: пьянка и отсутствие силы воли, чтобы завязать с этой пагубной привычкой.

Старший инспектор профилактики отдела охраны правопорядка и профилактики Барановичского ГОВД Дмитрий Казаченко может рассказать не одну историю о том, как вполне благополучный человек вдруг превращается в лицо без определенного места жительства.

– В 99 процентах случаев работу, жилье и социальные контакты даже с близкими родственниками люди теряют именно из-за пристрастия к алкоголю, – говорит Дмитрий Казаченко. – На первых порах семья, родные, как правило, борются за человека, стараются спасти его. Но если своего желания остановиться у падающего на дно нет, сделать это не получится.

И после череды бессмысленных усилий у родных опускаются руки. Сам же алкоголик может просто уйти из дома в никуда. И считает, что правильно поступил, ведь теперь никто не «пилит», не призывает к совести. Не надо ходить на работу, нет никаких обязательств…

Пересчитать и предложить помощь

Сегодня в Барановичах живет около двух десятков бомжей. Большинство из них – наши, местные. Хотя попадаются и гости из других городов и даже стран. Пересчитать таких людей непросто, ведь на глаза сотрудникам милиции они стараются не попадаться. Поэтому в Барановичском ГОВД несколько раз в год проводят специальную операцию «Бомж», во время которой ведется отработка мест, где чаще всего и живут лица с таким социальным статусом. Как правило, это заброшенные дома, сараи, подвалы.

– Информацией о месте нахождения бомжей владеют участковые инспекторы милиции, также об этом сообщают представители ЖЭСов, иногда звонят обычные граждане, которые рассказывают о том, что, например, в подъезде ночует неизвестный человек, – рассказывает Дмитрий Казаченко.

К «откатыванию» пальцев многие относятся с юмором
К «откатыванию» пальцев многие относятся с юмором

Во время очередной операции «Бомж», которая проходит в Барановичах в эти дни, милиционерам удалось найти 14 человек без определенного места жительства. Один из них только что приехал из Слонима. Мужчину «пробивают» по базе и выясняют, что он иностранный гражданин, у которого аннулирован вид на жительство. Это значит, что будет решаться вопрос о принудительном выдворении его из Беларуси.

Проверка проводится и по остальным доставленным в милицию бомжам. Те, кто попадает в отдел внутренних дел первый раз, сдают образцы биологического материала, у них же «откатывают» пальцы – ставят на дактилоскопический учет.

– Это нужно для того, чтобы можно было установить личность неизвестного, попавшего в больницу или скончавшегося, – объясняет Дмитрий Казаченко. – Появляется возможность хотя бы сообщить родным об их судьбе. Заодно выясняем, нет ли среди них находящихся в розыске за совершенные преступления либо тех, кто не платит расходы на содержание государством их несовершеннолетних детей.

Старший инспектор профилактики подчеркивает, что основная цель проведения операции «Бомж» вовсе не привлечение этих опустившихся людей к ответственности, а желание помочь им вернуться к нормальной жизни. Поэтому всех их отвезут в тот самый дом ночного пребывания на Гаевой, 45а, где бездомный может получить помощь.

После бурных океанских вод…

Пока идет оформление документов, разглядываю лица доставленных в милицию людей. Многие выглядят именно так, как и должен выглядеть опустившийся на дно человек: пустой взгляд, опухшее от пьянки лицо, грязная одежда… Большинство равнодушно смотрит в объектив фотоаппарата. Но некоторые пытаются прикрыть лицо, отвернуться от камеры. Что это? Остатки чувства стыда, нежелание показаться в таком виде на страницах газеты?

Среди равнодушных лиц и застывших взглядов попадается несколько лиц с вполне осмысленным выражением и интересом в глазах. Один из мужчин сам начинает разговор. Выясняется, что зовут его Константин и ему 56 лет. Из них 24 года он проработал штурманом в одном из прибалтийских портов. Говорит, что не раз пересекал Тихий океан, проходил Панамский канал, видел и шторма, какие представить сложно.

Избороздив океанские просторы, Константин нашел свою тихую заводь в Барановичах
Избороздив океанские просторы, Константин нашел свою тихую заводь в Барановичах

– Была и семья, жена, дочка, жили в Риге, – рассказывает Константин. – А потом перестройка началась, распад Союза, жить стало тяжело, морские перевозки оказались никому не нужны. Так я попал в Англию, прожил около двух лет в Лондоне, откуда меня депортировали за просроченную визу. Мы с семьей переехали в Витебскую область, купили там коттедж, хорошо жили.

Подробно рассказывая о той, «хорошей» жизни, мужчина совсем не хочет вспоминать о периоде, когда все разрушилось. Нехотя говорит, что все началось с поломанной ноги. Потом пошли другие травмы, после которых не смог больше работать. После этого уехала обратно в Ригу жена, забравшая с собой дочь. А Константин, продавший дом, стал медленно и верно опускаться на дно.

– Я ведь и теперь работать не могу: ноги не ходят, руки не гнутся. Живу за счет «собирательства»: макулатура, стеклобой, – продолжает он свой рассказ. – Знакомые советовали оформить пенсию по инвалидности, у меня и врач знакомый есть хороший, который помог бы обследование пройти, да как-то неловко обращаться к нему за помощью.

У Константина достаточно стажа, чтобы получать и пенсию по возрасту. Учитывая 24 года выслуги на флоте (если все рассказанное – правда), можно было бы постараться решить этот вопрос.

– Люди подсказали, что это можно сделать с помощью юристов, они сидят где-то на Ленина (в территориальном центре социального обслуживания населения – прим. автора). Понимаю, что надо бы решить этот вопрос, да все никак не дойду туда, – сокрушается собеседник.

Тут выясняется, что дойти мешает пристрастие к горячительным напиткам. И именно оно, а не поломанные руки-ноги заставили уехать жену, послужили причиной продажи дома.

– А большинство из граждан без определенного места жительства именно так и живут, не пытаясь хоть что-либо изменить в своей судьбе, – утверждает Дмитрий Казаченко. – Это обычному человеку такая жизнь кажется невозможной – для тех же, кто опустился на дно, такой образ жизни становится привычным.

(Окончание следует.)

Ирина СОСНИНА.

Фото автора.