19 декабря 1939 года на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии были приняты сразу два танка, сыгравших огромную роль в Великой Отечественной войне, — средний Т-34 и тяжелый КВ (с появлением КВ-2 "старый" танк стал называться КВ-1).
Т-34 был разработан группой конструкторов Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Кошкина. Компоновка танка определила стандарты мирового танкостроения на десятилетия, форма корпуса, параметры трансмиссии обеспечили боевой машине высокую проходимость, новый двигатель дал высокую удельную мощность, а наклонное расположение повысило стойкость брони.
76-миллиметровая пушка разгоняла снаряд до 662 метров в секунду, на момент создания машины сравнимых по мощности танковых артиллерийских систем в мире не было. За десять лет было произведено 85 тысяч танков Т-34 (еще почти 50 тысяч было выпущено Т-34-85, глубоко модернизированного варианта этого танка).
Т-34 был самым массовым советским танком и основной боевой машиной до 1944 года, когда его стали заменять танком Т-34-85. Глубокая модернизация и установка более мощного орудия потребовались в связи с появлением у противника новых тяжелых танков.
КВ-1 был создан как защищенный танк прорыва хорошо укрепленной обороны. Интересно, что эту боевую машину создавали в порядке эксперимента и первоначально в качестве основного претендента на серийное производство не рассматривали. Испытания проходили двухбашенные сверхтяжелые СМК и Т-100, а КВ стал уменьшенным однобашенным вариантом СМК. Пройдя испытания в бою в ходе советско-финской войны, КВ был немедленно принят на вооружение: он оказался более маневренным, быстрым и защищенным.
Всего было построено более 3 тысяч танков КВ-1.