(2018, США)
Что я вам скажу, друзья: все байдарочники, рафтеры и другие фанаты спортивных сплавов имеют в мире кинематографа те же права, что и остальные зрители. И в частности право хохотать в кино над сценарными идиотизмами, касающимися их любимых видов спорта. Да только вот незадача - художественных фильмов про байдарочников и рафтеров почему-то не снимают. И потому эти славные ребята всякий раз грустят в сторонке, когда мы с вами смеемся над перлами очередной туповатой киноленты с большими амбициями.
К счастью для сплавщиков, наконец-то и в их палаточный лагерь нагрянул праздник, с фанфарами и фейерверком. Да-да - этот самый фильм, о котором здесь пойдет речь. И который, я уверен, подарит им столько чистой, искренней радости, что они перестанут ощущать себя в нашей компании зубоскалов белыми воронами.
Итак, к делу. Некая дама с двумя пятилетними детьми решила сплавиться в лодке по горной реке (что-то вроде алтайской Катуни в нижней половине её течения) из опасного для жизни места в безопасное. И всё бы ничего, вот только даме и детям предстоит делать это... с завязанными глазами! И ни в коем случае их не открывать, а иначе...
Ну что, заинтригованы?
Впрочем, тут мы отступим от темы "лодочного" экстрима и поговорим о природе местного Зла. Того, из-за которого в мире "Птичьего короба" разразился апокалипсис, вынудивший героев этой истории уже полдесятка лет играть со Злом в жмурки.
К сожалению, идею для этого фильма-катастрофы сочинил и продумывал школьник. Потому что взрослому сценаристу не шибануло бы в голову укрывать своих героев от Зла по принципу "чик-чик, я в домике" или того смешнее - под одеялом! Я, блин, не шучу! Зло в этой картине не способно пробраться лишь в два укромных места: в закрытый домик (любое помещение с зашторенными окнами либо без них) и под одеяло. Как вариант - сквозь повязку на глазах.
Почему? А хрен бы его знал! На мир обрушилась загадочная напасть: люди вдруг стали видеть нечто ужасное, отчего тут же, не сходя с места, принялись самоубиваться подручными способами. Рассказать, что именно они видят, бедняги не успевают. Но по их предсмертным воплям, кажется, будто их атакуют незримые демоны или призраки.
Ладно, окей, зачёт! И как можно оградить себя от этой заразы, дабы выжить? Всё просто: домик и одеяльце. Иначе - никак.
Так, стоп-стоп! Давайте-ка разберемся, что вообще творилось в бошках у создателей картины. Изобретенное ими Зло невидимо, но осязаемо, наподобие ветра. Когда оно движется по лесу, то ворошит опавшую листву и шуршит кустами за будь здоров, да и толстую леску, когда надо, порвёт. Но зато проникнуть внутрь дома через щели, канализацию, вентиляцию, дымоход или выдавив стекла оно неспособно. И тупо сорвать с глаз человека повязку - тоже. Или, может, Зло всё-таки нематериально, как хрестоматийные призраки? Ну тогда стены и тряпки его подавно не остановят, не правда ли? Тем более, что герои хоть смутно, но видят окружающий мир через свои повязки. А, стало быть, должны видеть и Зло, уж коли оно атакует ваш мозг именно через глаза. Ан нет, тут Зло почему-то пас, кто бы мог подумать!
Короче, где логика, Зин?
Где-где... Везде. Но только не в "Птичьем коробе", уж простите.
Короче говоря, спустя пять лет игр в жмурки со странным Злом, героиня узнает о неком убежище, расположенном где-то в устье реки, что течет поблизости. И после очередных "слепых" злоключений добирается до лодки вместе со своими детьми. А затем семейка храбро отдаёт себя на волю волн, так как мамаша может работать веслами лишь вслепую, ориентируясь исключительно на звуки.
Вы правы: за годы такой стрёмной жизни слух и обоняние у людей тоже обострились. Поэтому они ориентируются в пространстве с закрытыми глазами намного увереннее нас с вами. И всё-таки, напомню, что река, по которой плывут герои, извилистая, стремительная и местами весьма бурная. То есть даже глядя во все глаза, на ней хлебнешь острых ощущений, мотаясь по руслу подобно смытой в унитаз какашке. И это не считая отмелей, перекатов, торчащих там и сям коряг, валунов, прочей дряни и обычной ледяной воды, от которой коченеет тело. Но нет, по мнению наивных, словно играющие в песочнице дети, авторов, если ты сел в лодку и пустил ее свободно по течению, то оно понесет тебя бережно, как антиквар - вазу династии Мин. И лишь Большие Страшные Пороги, про которые тут всё же не забыли, могут испортить твое безмятежное плавание. Да и те в конце концов не расшибут тебя о камни, а - вуаля! - вынесут аккурат к нужному и пологому берегу.
***
В общем, при всём драматическом накале здешних событий, а также выразительной игре Сандры Буллок и Джона Малковича, все их старания сводит на нет бездарно не проработанный сюжет. Всё, на что хватило фантазии у авторов, это придумать более-менее интригующую завязку, да и та была нагло сплагиачена у "Явления" (2008) М. Найта Шьямалана. Однако, когда настала пора развивать и углублять сюжет, тут-то он без грамотного логического каркаса и развалился на части. И кабы Зло и природа (река) не играли с героями в откровенные поддавки, хрена с два они выпутались бы хоть раз из своих неприятностей. Ну а с таким мощным фартом, как у них, запросто можно жить не тужить даже в эпицентре Апокалипсиса. Аж зависть берёт, честное слово! Да кабы мне такую пруху по жизни, я не сидел бы тут, а навечно прописался бы в каком-нибудь Лас-Вегасе.