Найти тему
Рязань. Лайф

Прямая линия с губернатором Рязанской области: обзор без «купюр»

Николай Любимов вышел на диалог с рязанцами с экрана телевизора.

Фото: novgaz-rzn.ru
Фото: novgaz-rzn.ru

13 декабря состоялась прямая линия с губернатором Рязанской области Николаем Любимовым. С тех пор прошло некоторое количество дней, и теперь пора разобраться, куда эта линия вела нас почти два часа эфирного времени, и на сколько, в действительности, она была «прямой».

История такого формата общения власти с народом берёт начало с 2001 года, когда вышел первый выпуск этой телепередачи с Президентом Владимиром Путиным, затем она превратилась в ежегодную традицию, не прерываясь даже когда Путин являлся премьер-министром. Позже эстафету перехватили главы регионов, и Рязанская область не стала исключением.

Прежде чем разбирать отдельный выпуск, нужно понять сам смысл передачи и её сценарий. Журналисты сегодня работают в формате «что? где? когда?», руководствуясь только сухими фактами и не собираются раскрывать обществу суть, а мы сейчас отодвинем эту журналистскую шторку и заглянем внутрь.

Люди часто винят государственную машину пропаганды в её топорности и глупости, но от чего-то не хотят видеть реальных достижений её работы. Речь не идёт о том плохо это или хорошо, ибо мы сейчас не говорим о политике. Мы рассматриваем конкретный формат программы, который давно стал на руку власти и очень популярен в народе.

Популярность не возникает на пустом месте, она результат чёткой стратегии в медиа-пространстве. Прямая линия на телевидении с участием высокого должностного лица в виде вопросно-ответной формы имеет сложную конструкцию. У зрителей она создаёт впечатление напряжённой профессиональной деятельности конкретного чиновника, который вышел к народу услышать о его тяготах.

В обязанности крупного чиновника входят, прежде всего, проблемы глобальные, системные, они основываются на общей ситуации в стране или регионе, выражающейся в конкретных цифрах и показателях. Проще говоря, чем выше начальник, тем серьёзней вопросы он должен решать. Большинство граждан не думают о ситуации в целом, они больше заботятся о личном благополучии, о том, что могут окинуть взглядом вокруг себя, и это нормальный процесс. Так было, так есть и будет всегда.

Простому человеку некогда, да и незачем копаться в том, как устроена система, ему важно лишь то системное выражение, которое проявляется в быту. Вот здесь и возникают вопросы, зачем тогда большой человек раз в году спускается с политического олимпа к народу, чтобы узнать о его беспокойствах? Неужели это и правда проявление заботы? Нет, всё гораздо циничней и прозаичней.

Таким образом, власть поднимает свой рейтинг, решая пустяковые для их уровня проблемы. Люди, естественно, спрашивают о нехватке лекарств для конкретной семьи, о плохой дороге возле их дома, о сломанном лифте в многоэтажке. Вообще о том, что должен решать мизерный чин с небольшими полномочиями, так как это его компетенция. А ведь он чаще всего реально не может ничего поделать, ведь нет необходимой ресурсной базы, которая предоставляется сверху. Нет возможности комплексных улучшений для определённой категории людей.

Власть это прекрасно понимает, но устраивает спектакль чудесного спасения отдельно взятого пенсионера или инвалида. Большой человек показывает, как одним щелчком пальцев он добивается строительства конкретной дороги в спальном районе, как по его указанию предоставляется срочная материальная помощь многодетной семье.

Дозвонившиеся люди видят конкретный результат для себя и успокаиваются, они никогда не задумываются о том, что в сферу его ответственности входят десятки тысяч семей и тысячи дорог. При этом мелкие должностные лица ещё больше начинают вызывать негатив населения, ведь спасает людей только самый главный. Нередко именно этот «кумир» ещё недавно сделал всё, чтобы дела наоборот усугубились, принимая бюджет или голосуя за очередной закон.

Конечно, происходят некоторые сбои, ведь находятся те образованные граждане, которые спрашивают именно о ситуации в целом, напоминая о принятых судьбоносных решениях в высших эшелонах власти. Такие умники подтачивают монолит хитрой передачи, поэтому их гасят умелые журналисты, растворяя в огромном потоке чьих-то личных проблем, а иногда просто не дают им выйти в эфир.

Всё описанное выше было бы пустой болтовнёй без конкретных примеров. Прямая линия с губернатором Рязанской области яркое тому подтверждение. Это уже второй выпуск с Николаем Любимовым.

Программа выстраивалась схожим образом с её президентским аналогом. Два журналиста в студии рядом с губернатором, они озвучивают вопросы и вставляют свои реплики после ответов Любимова. В добавлении к этому ещё одна студия с представителями основных региональных СМИ, которые заранее собирали вопросы граждан на своих ресурсах. Стоит отметить, что множество вопросов поступало заранее в письменном виде или в голосовом сообщении, следовательно, журналисты имели возможность выбрать «наиболее важные».

Началось всё с вопросов о состоянии дорог. Данная тема максимально удобная, ибо на неё всегда можно ответить обещанием, с озабоченным видом уточняя и записывая место. Именно поэтому её можно долго «мусолить», это на руку властям, а возражать трудно ведь «вам же ответили, что вас услышали». Дальше последовали бытовые жалобы на протекающие крыши, отсутствие остановки возле перинатального центра, нехватку денег на лекарства, плохие условия жилья и прочие именно личные проблемы конкретных семей.

Николай Любимов слушал и соглашался, обещал лично помочь. Нет, ни в коем случае нельзя сказать, что всё это не важно, просто, повторюсь, это не компетенция главы целого региона. Прямая линия сопровождалась телевизионными роликами по тематике заданного вопроса, сюжеты рассказывали о том, что подобная ситуация где-то уже решена, осталось только поблагодарить на камеру губернатора. Благодарили медики, рабочие, жители области и т.д. Создавалась искусственная реальность, будто никаких болевых точек в регионе нет.

К слову, постановка была хорошо отточена. С профессиональной точки зрения надо отметить командную работу. Губернатор, журналисты и закулисные организаторы отлично чувствовали друг друга, соблюдали все договорённости. Скорее всего, удалось достичь нужного впечатления у зрителя. Сглаживание углов и уходы от темы давались участникам мероприятия достаточно легко.

Однако были некоторые моменты, которые мог заметить только журналист. Несколько проколов всё-таки допустили. В эфире прозвучал вопрос на тему строительных дольщиков. Сначала всё сделали грамотно. Губернатор пообещал разобраться, записал данные, затем последовал ролик о том, как эту проблему уже где-то решили, естественно благодаря губернатору.

Но потом пошло рассуждение главы региона и он проронил фразу, дескать законодательная база в данной сфере совершенствуется, но до сих пор существуют лазейки позволяющие строительным компаниям обманывать своих клиентов. Обратите внимание на слова «до сих пор» то есть лазейки для обмана были всегда и есть сейчас. Это доказывает утверждение о том, что в высшем органе власти всё прекрасно понимают, однако сама постановка вопроса о коренном решении проблемы даже не ставится, нужно просто оказать точечную помощь и остаться в глазах избирателей героем.

Нежелание решать системные проблемы вызвано лишь тем, что люди, у которых мы из-за своей наивности просим помощи, они и есть творцы этой системы, а чтобы мы об этом не догадывались, раз в год добрый губернатор на глазах многотысячных телезрителей помогает маленькому человеку справиться с его бытовыми трудностями. Другие маленькие люди смотрят на это и верят. Так уж устроен человек, в детстве мы пишем письмо Деду Морозу, а в зрелом возрасте пишем Президенту страны и губернатору, и одинаково в обоих случаях ждём чуда под новогодней ёлкой.

Был ещё один «ляп», уже со стороны ведущего. Старушка пожаловалась, что у неё нет денег на приставку для цифрового телевещания, а ведь скоро отменят аналоговое телевидение. Ведущий студии, желая сгладить такой острый социальный угол, сказал следующее: «Это хорошо, что даже малоимущие люди знают, что 11 февраля на всей территории Рязанской области отключат аналоговое вещание».

На первый взгляд звучит как обычная глупость, но глупость не возникает на пустом месте. Он «выдал» это выражение не потому, что глуп или не знает каков уровень бедности в регионе, а из-за внутренней напряжённости, вызванной жёстким соблюдением сценария.

Весь этот материал предоставляется читателю для ликбеза. В СМИ, как в любой профессии, есть свои тонкости и уловки, увидеть которые может только профессионал. Помните, была такая телепередача, где человек в маске раскрывал секреты фокусов? Вот здесь и раскрываются журналистские фокусы. Только шоу иллюзиониста прекращается вместе с концертной программой цирка, а политическое шоу не заканчивается никогда. Помните об этом и внимательно следите за тем, кто и какого зайца достаёт нам из политической шляпы.