Найти тему
Капитал страны

Разведка - это бизнес. Часть 2: США

Оглавление

«Я бы взял бы тебя в разведку» или как работают сегодня разведывательные службы США

Продолжение. Часть 1 см. здесь

США

Американское правительство, чутко уловив современные тенденции, в начале 2000-ых годов официально поставило перед разведслужбами задачи, которые раньше были для них лишь "побочными". Сегодня государственные спецслужбы расширяют сотрудничество со службами безопасности крупных корпораций и обеспечивают приоритет американского бизнеса на международном и внутреннем рынках, безопасность и стабильность финансовых потоков, идущих в страну, а также содействуют установлению выгодных США правил в мировой торговле и бизнесе.

Взаимодействие спецслужб и частных компаний осуществляется по различным схемам. Так, крупная компания может обратиться в ФБР за помощью в предотвращении промышленного шпионажа и получении данных об иностранных партнёрах, работающих в США, в ЦРУ – за проверкой данных о потенциальных зарубежных конкурентах. В свою очередь, американская разведка привлекает частные компании к обеспечению военных и политических акций в Ираке или Афганистане.

Ковбойская петля

При этом в обеспечение экономического превосходства США значительный вклад внесли финансовые группы и частные инвестиционные фонды, тесно связанные с правительством и спецслужбами. Только в 2006 году частные инвестиционные фонды США потратили на скупку активов по всему миру 400 миллиардов долларов. В их советах директоров – политики высшего уровня в отставке, бывшие топ-менеджеры, сохраняющие влияние на бизнес-сообщество, высокопоставленные военные, дипломаты и отставные сотрудники спецслужб. Связи с секретными ведомствами позволяют обеспечивать главное: проверку потенциального партнёра, налаживание контактов с президентами, министрами и крупными бизнесменами развитых и развивающихся стран и, соответственно, организацию конфиденциальных переговоров на любом уровне. Пользуясь возможностями спецслужб, корпорации получают доселе невиданные конкурентные преимущества. Государственная разведка, в свою очередь, использует возможности корпораций в целях обеспечения безопасности страны.

В результате сращивания государства и бизнеса возникла так называемая корпоратократия – взаимодействие крупнейших корпораций и банков с правительственными органами, в котором важную роль играют и спецслужбы.

Одна из тактик, которые успешно применяются спецслужбами и по сей день, была разработана еще в годы холодной войны. Обычно аналитик уважаемой консалтинговой фирмы, завербованный спецслужбами, предлагает правительству другой страны покровительство в форме кредитов для развития инфраструктуры – электростанций, шоссе, портов, аэропортов или технопарков. Его задачей является убедить, что эти кредиты позволят стране модернизировать экономику и выйти на уровень индустриально развитых государств. На эти деньги нанимаются американские инжиниринговые и подрядные компании, которые и проводят модернизацию. Таким образом, предоставленные американцами кредиты практически сразу и в полном объеме возвращаются в американскую экономику. Однако весь фокус в том, что страна-должник обязана в установленные сроки выплатить полностью всю сумму долга плюс проценты. Если эта операция добивается полного успеха, кредит является настолько большим, что должник вынужден объявить дефолт по своим платежам уже через несколько лет. Это может означать либо контроль над голосованием в ООН, либо размещение военных баз, либо доступ к ценным ресурсам, например, нефти. Эта схема продемонстрировала свою эффективность во многих странах.

-2

Очень похоже, что именно эта схема была использована для развала российской системы образования. В 1997–2005 годах Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (входит в группу Всемирного банка) предоставил России ряд кредитов на реализацию "Инновационного проекта развития образования". При этом кредиты были выданы на вполне определенных условиях: государство-заемщик должно выполнить некие нормативы и провести некие реформы. Среди предписанных "рекомендаций" Всемирного банка, были такие, например как:

• "закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов"
• "закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку"
• ввести "подушевое финансирование школ, исходя из уровня расходов на одного ученика"
• установить "минимальные стандарты гражданственности", которые сводились авторами доклада к "способности правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций
• не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объеме ВВП, если они до этого не будут серьёзно реструктуризированы
• Устранить "несправедливость и неэффективность экзаменационной системы

И многое другое

Сегодня мы уже видим, что рекомендации Всемирного банка последовательно выполняются. Идёт массовое сокращение педагогических институтов, система профтехучилищ фактически разрушена, к "минимальным стандартам гражданственности" нас приближают сомнительные "образовательные стандарты", "несправедливая" экзаменационная система заменена на ЕГЭ.

При этом по результатам проверок Счетной палаты, за весь период использования заёмных средств в сфере образования, российской стороной оценка эффективности ни одного из проектов МБРР не проводилась. По оценкам Счетной палаты, до 2/3 сумм, получаемых Россией от Всемирного банка, уходили на оплату самой же дающей в долг стороны (её консультантов, советников и пр.). Оставшаяся треть пошла на эксперименты. Погашение же и обслуживание займов осуществлялось за счёт средств федерального бюджета.

Если понравился материал, не забудьте поделиться в Одноклассниках, Фейсбуке или ВКонтакте.

-3