Найти тему
Год в истории

Киновселенная Первого канала

Столетие Октябрьской революции Первый канал решил отметить по-своему, а именно выпустить сериал, центральной фигурой которого стала такая противоречивая личность, как Лев Давидович Троцкий. Пламенный революционер, глава военного ведомства в Гражданскую войну и вечный оппозиционер, изгнанный из страны, на создание которой он потратил большую часть своей жизни – прекрасный выбор для формата сериала, которой позволяет подробнее рассказать о перипетиях его сложной жизни и раскрыть мотивацию его пути к власти.

А сериал обещал быть интересным. Трейлер, показавший главные моменты сериала, оказался ярким, как красные знамена на фоне всеобщей серости и белого снега. Каждая серия была динамичной, красочной, держала в напряжении и вызывала интерес. Однако шаблонность построения постепенно начинает утомлять, развитие сюжета идет одинаково – вопросы, которые задает журналист Френк Джонсон, язвительные ответы старого Троцкого и его погружение в прошлое, после чего в конце серии к нему приходят галлюцинации в виде людей, чью судьбу он сломал. Сериал больше походит на нуарный комикс, центральной фигурой которого становится антигерой, который импонирует, но мотивация которого достаточно примитивна и заключается лишь в разрушении всего сущего. Большие вопросы вызывает и историческая составляющая.

                                                           Кадр из сериала "Троцкий"
Кадр из сериала "Троцкий"

Как признались и сами авторы сериала, они не ставили задачу точно воссоздать события, главным действующим лицом в которых был Троцкий. Цель была на поверхности – показать, что революция – это плохо, проецируя при этом сериал на сегодняшние события и соотнеся маргинальных революционеров из сериала с современными оппозиционерами, которые, дай им волю, устроят гражданскую войну с многочисленными жертвами. Первый канал как нельзя лучше знает, что нужно проповедовать стабильность, а ради этого можно и слегка приврать.

Так, сценаристы взяли за основу ряд исторических событий, дав им свою мораль и перевернув с ног на голову. В итоге мы получаем нигилиста Троцкого, презирающего всех и проповедующего язык силы, полоумного Ленина, выглядящего как злодей из второсортного фильма, Сталина, похожего больше на карикатурного кавказского разбойника. События, в которых они существуют, у любого, кто хоть немного знаком с историей, вызовут недоумение. Здесь Троцкий лично встречается со Столыпиным и Фрейдом, в одиночку руководит Октябрьским переворотом и передает власть Ленину только потому, что он, Троцкий, еврей. Здесь переговоры в Брест-Литовске почему-то ведутся в октябре 1918, а их затягивание в конечном итоге приводит к революции в Германии. Описывать все неточности не имеет смысла, потому что весь сериал по сути огромная историческая неточность, «допущения» в нем занимают 90% экранного времени. Что же до обыкновенных ляпов, то их тоже хватает. Чего стоит хотя бы перетаскивание убитых после штурма Кронштадта в марте 1921 года по зеленой траве, в то время как многие мятежные матросы покинули его по толстому льду.

                                                          Хабенский в роли Льва Троцкого
Хабенский в роли Льва Троцкого

Троцкий, как личность излишне самоуверенная, постоянно конфликтует с персонажами сериала, однако действительные конфликты в сериале сведены к примитивным или выдуманным. Так, конфликт со Сталиным произошел из-за неподанной руки, с отцом из-за национальности, а с матросом Маркиным поводом для него стала ревность. Возможно, из-за плохо прописанных образов и актеры оказались блеклыми копиями своих прототипов.

                                                            Безруков в роли Склона В.Е.
Безруков в роли Склона В.Е.

У Хабенского, несмотря на талант, не получилось хорошо воссоздать образ Троцкого, поэтому политик до изгнания получился однобоким и излишне пафосным, хоть и не лишенным шарма, при этом в Мексике он превращен в старого брюзгу со скрипящим голосом, все время пытающимся поучать других. Пореченков, традиционно играющий военных, решил разбавить свой послужной список ролью Парвуса, однако попытка изобразить серого кардинала революции провалилась и Парвус получился явно карикатурным. Стычкин, кроме прищура, лысины и бородки, ничем на Ленина не похож, видимо, образ он списал с многочисленных пародий на вождя пролетариата. Безруков в своей короткой роли вновь сыграл Безрукова, произнося пафосные речи о гибели России, сильно отойдя от реального образа генерала Скалона. Одним из немногих актеров, убедительно играющих на экране, стал Максим Матвеев, исполнивший роль журналиста Джонсона, он же Рамон Меркадер. Ему хорошо удалось показать метания перед убийством, однако даже с позиций логики нельзя поверить, что, имея много шансов убить Троцкого, Меркадер продолжал вести нудные беседы.

                                                   Матвеев в роли Рамона Меркадера
Матвеев в роли Рамона Меркадера

В итоге в сериале актерскую игру заменили пафосом, историзм – имитирующими реальность декорациями, а мотивацию плохо прописанными сценарными ходами, ведь как бы ни искажалась история, персонажи должны в конечном итоге пересекать реальные временные отметки. Так что на выходе зритель получил неровную картину, которая при должном усердии могла бы стать отправной точкой для Киновселенной русской революции, в которой все известные личности превращены в мрачные беспринципные фигуры, движимые низменными инстинктами, однако как исторический сериал он не может и должен рассматриваться.

Спасибо за внимание! Поддержите статью лайком и подписывайтесь на канал!