Найти в Дзене
EA Culture

Страхи Возрождения

Одна из самых необычных картин Рафаэля датируется 1518 годом. На небольшой картине изображены не мадонны с младенцами, и не прекрасные герои античных мифов, а страшное видение ветхозаветного пророка Иезекиля. Собственно, Иезекиль стал пророчествовать после того, как узрел видение славы Божией. Он увидел на небе тучу с громом и молниями, а затем ему предстало нечто настолько удивительное, что до сих пор никто так и не может назвать это одним понятным словом. По-гречески называют тетраморфом (единым чем-то из четырех живых существ, хотя всё сложнее). Евреи называют «Меркава» (ивр. «Колесница», хотя это тоже не даёт достаточно ясного представления о видении Иезекиля). Итак, на Иезекиля надвигалось нечто единое, но состоящее из четырех существ, причем каждое из них имело подобие четырех лиц (человек, телец, орел, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами. Венчала эту живую конструкцию полусфера, над которой располагался престол, а на нем восс

Одна из самых необычных картин Рафаэля датируется 1518 годом. На небольшой картине изображены не мадонны с младенцами, и не прекрасные герои античных мифов, а страшное видение ветхозаветного пророка Иезекиля.

Собственно, Иезекиль стал пророчествовать после того, как узрел видение славы Божией. Он увидел на небе тучу с громом и молниями, а затем ему предстало нечто настолько удивительное, что до сих пор никто так и не может назвать это одним понятным словом. По-гречески называют тетраморфом (единым чем-то из четырех живых существ, хотя всё сложнее). Евреи называют «Меркава» (ивр. «Колесница», хотя это тоже не даёт достаточно ясного представления о видении Иезекиля). Итак, на Иезекиля надвигалось нечто единое, но состоящее из четырех существ, причем каждое из них имело подобие четырех лиц (человек, телец, орел, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами. Венчала эту живую конструкцию полусфера, над которой располагался престол, а на нем восседало подобие человека. В основании тетраморфа были колеса с глазами, что и дает основания называть увиденное Иезекилем «Колесницей». Это невиданное нечто неслось с громким шумом, издаваемым крыльями. Страх и ужас перед ветхозаветным Богом – вот что вызывало подобное описание у людей, живших в древности и не намного ушедших от первобытных фобий ко времени Возрождения (кто-то скажет, что и сегодня жутковато представить себе подобное в реальности).

Потрясенному Иезекилю было сказано нести слово Божие во славу Божию своему народу вне зависимости от того, будут его слушать или нет. После этого и начинается его путь пророка.

Но Рафаэля не интересует Иезекиль. Он сосредоточен на передаче видения. Причем предварительный заказ художник получает еще в 1510 году, но как-то не рвется его выполнять. И только после создания Микеланджело фресок потолка Сикстинской капеллы, Рафаэль берется за «Видение Иезекиля». Считается, что речь идет о своего рода состязании двух титанов Возрождения, и работа Рафаэля – это своеобразный ответ автора «Сикстинской мадонны» автору фресок потолка «Сикстинской капеллы». Рафаэль решает сложнейшую с точки зрения профессионального мастерства задачу свести в единое целое многочисленные несовместимые элементы и сделать это так, чтобы получившееся существо из четырех существ выглядело живым, органичным, чтобы ничто не вызывало сомнений в естественности неестественного. Возможно, именно решив эту задачу Рафаэль и начинает считать себя не просто великим мастером, но способным через живопись понять и разъяснить промысел Божий.

Не беремся судить, насколько близок был Рафаэль к решению задачи познания Бога, но является фактом, что ему удалось таким образом совместить элементы живых существ и технических средств, наделенных свойствами живого, что действительно почти ничто не вызывает сомнений и не вступает в противоречия с другими элементами: крыло при взмахе не зацепится за колесо, головы не помешают друг другу смотреть и шевелиться, шейные мышцы способны работать слаженно и подчиняться единому нервному центру. Не случайно уже в ХХ веке появились целые исследования, посвященные тому, какие внутренние органы могли бы быть у такого существа и как они должны были бы функционировать, если бы нечто подобное появилось в реальности, а не только в видении харизматичного древнего пророка и на картине амбициозного мастера эпохи Возрождения. Хотя скептики замечают, что Рафаэль все же существенно упростил существо, описанное в видении Иезекиля.

Иллюстрация 1: Рафаэль Санти. Видение Иезекиля. 1518. Масло, дерево. 40х30 см. Галерея Палатина – Палаццо Питти, Флоренция, Италия. Источник иллюстрации: Викимедиа.