Найти в Дзене
📚 МемуаристЪ

Капитан Маринеско: преступник или герой

Оглавление
Капитан Маринеско на боевом посту
Капитан Маринеско на боевом посту

Наткнулся тут по радио на одну "документальную" передачу. Вспоминали знаменитого советского капитана подлодки Александра Маринеско.

Внезапно выяснилось, что Герой Советского Союза Маринеско - чуть ли не военный преступник. И как его пропустил суд в Нюрнберге - непонятно.

Оказывается, героический советский подводник всю Войну топил не вражеские военные корабли, а совершенно мирные конвои. Хуже того, конвои медицинские.

И вообще, отправил на дно десять тысяч абсолютно гражданских людей. На абсолютно гражданском судне. Чуть ли не под красным крестом. Давайте разбираться.

Пароходная юность

Александр Маринеско - настоящий советский моряк. Отец румын, мама - украинка, родился и жил в Одессе.

Море всегда манило молодого одессита. Но о службе на военных кораблях Александр даже не задумывался, стремился в торговый флот.

Морская карьера с самых низов: помощник матроса на речном пароходе, школа юнг, Одесская мореходка, штурманские курсы. Уже серьёзная морская учёба.

Но мирного мореходства не сложилось, пришла война. Так Маринеско оказался командиром боевой подводной лодки.

С 1942 года лодка под командованием двадцатидевятилетнего капитана крепко бьёт врага. Топит плавучие батареи германцев. За боевые заслуги Александра награждают орденом Ленина. Не простой орден, прямо скажем.

В 1944 году на счету Маринеско транспорт "Зигфрид", на следующий год крупный корабль "Штойбен". Где же тут мирные санитарные конвои?

Большому кораблю большую торпеду

Одна из самых больших морских побед советского военно-морского флота - уничтожение германского корабля "Густлофф". По тоннажу потопленного корабля - абсолютный рекорд наших военных моряков.

Тридцатого января победного 1945 года лодка Маринеско вышла на военный корабль под названием "Вильхельм Густлофф". Корабль переделан из круизного лайнера, что и дало либералам основания говорить о нападении на мирное судно.

На борту Вильхельм перевозил десять с половиной тысяч германских граждан. В том числе более полутора тысяч гитлеровских подводников - кригсмаринес.

После затопления корабля были потеряны почти тысяча триста военных немецких моряков. Российский военный историк, сам каперанг Александр Орёл оценил, что уничтоженных на Густлоффе экипажей было бы достаточно, для снаряжения около семи десятков вражеских субмарин! Хороший мирный конвой!

Шел "мирный корабль" не просто так, в составе военного конвоя. Сопровождали ход Гуслоффа миноносец "Лёве" и торпедные катера. Кроме того, на самом корабле были установлены противокорабельные орудия и пулеметы.

Действительно, вместе с военными моряками на корабле оказались и гражданские немцы и раненые солдаты вермахта. А вот кто в том должен нести ответственность - вопрос интересный.

Слово свидетелю

Пусть нам расскажет о случившемся непосредственный участник тех событий. Честь имею рекомендовать - Хайнц Шон, немецкий моряк, один из чудом спасшихся с Густлоффа.

Написано и даже снято документальных фильмов о том бое им немало. Везде германский историк, скрепя сердце, признает - атака Маринеско была законной.

По международно признанным правилам ведения войны судно-госпиталь имеет особую белую раскраску. И обязательно поднятый флаг с красным крестом.

Госпитальному судну запрещается перевозить на борту военные контингенты. Равно как и ставить пушки, а также передвигаться в составе военных конвоев.

Ничего этого на Густлоффе сделано не было. По сути, германское командование, посадив на военный корабль кроме полутора тысяч подводников еще и гражданское население, подготовило провокацию.

Ну, прикрываться мирным населением фашистам не впервые. Вопить после этого о невинно потопленном госпитале как-то знаете ли...

Немцам, кстати, красные кресты на мачтах топить наши госпитальные суда не мешали вовсе. Хоть весь корабль размалюй - не поможет от германской торпеды.

Вспоминается, например, госпитальный пароход "Армения", затопленный фашистами в 1941 году. Пять тысяч гражданских и пациентов. Восемь спасшихся. Флаг был, а толку?

Что важно, советское морское командование тоже никаких таких "воинских преступлений" в действиях экипажа Маринеско не обнаружило. Напротив комбриг субмарин направил представление о награждении героического капитана Орденом Красного Знамени. Может красным командирам было виднее?